Дома знаменитых архитекторов в органическом стиле
Архитекторы часто вынуждены находить компромисс между желаниями заказчиков и собственными взглядами на архитектуру. С этой точки зрения дома, построенные архитекторами для себя, можно назвать бескомпромиссными.
Некоторые проекты стали чем-то вроде манифеста, они воплощают самые радикальные взгляды авторов, например, «Стеклянный дом» Филиппа Джонсона или «Кабанон» Ле Корбюзье. Но существуют и другие, более адаптированные к жизни, но не менее интересные строения.
Дом в Аризоне Френка Ллойда Райта.
Френка Ллойда Райта называют отцом органической архитектуры. Свой собственный дом «Талиесин» мастер возвёл в Аризонской пустыне. Строительство началось в 1937 г. и продолжалось вплоть до кончины Райта в 1959 г.
Френк Ллойд Райт: «Аризоне нужна собственная архитектура». Фото: media-cldnry.s-nbcnews.com
Параллельно со строительством Райт организовал здесь частную школу для архитекторов, получилась своего рода коммуна, сообщество единомышленников. Райт строил, соотносясь со своим главным принципом: постройка не должна уничтожать пейзаж, напротив, дом призван подчёркивать и увеличивать ценность природы. Поэтому Талиесин построен в стиле прерий, в виде одноэтажных сооружений, простирающихся по засушливому ландшафту Аризоны. Отдельные здания для семьи Райта и его учеников соединены между собой бассейнами, каменными дорожками и образуют низкую горизонтальную линию.
Материалом для строительства послужил местный камень.Для возведения стен строилась опалубка, в которой камни заливались смесью из бетона и аризонской почвы.
Пустынный камень, красное дерево и стекло – основные материалы.. Фото: i.pinimg.com
В 2008 году Талиесин был признан достоянием Всемирного наследия ЮНЭСКО.
Модернистский дом Вальтера Гропиуса. Немецкий архитектор, основатель школы «Баухауз» Вальтер Гропиус, в 1937г. вместе с семьёй переехал из нацистской Германии в Америку.
Гропиус использовал собственный дом, как пособие для своих учеников. Фото: images.squarespace-cdn.com
Друзья и почитатели его таланта сподвигли Гропиуса на постройку собственного дома, который мог бы стать примером новой американской архитектуры. Известная меценатка Хелен Сторроу выделила мастеру участок земли в Массачусетсе и финансировала строительство.
Дом расположен на возвышенности и окружён каменными подпорными стенами. В этом доме Гропиус соединил традиционные материалы Новой Англии – дерево, кирпич, полевой камень и новые промышленные – стеклоблоки, акустическую штукатурку, сварную сталь.
Здание имеет прямоугольную форму и плоскую крышу, что было в то время новаторским решением. Ленточные окна дают много естественного света.
Дом Вальтера Гропиуса стал символом новой архитектуры интернационального стиля, и в 2000 году был объявлен национальным историческим памятником. Дом в органическом стиле Оскара Нимейера.
Оскар Нимейер – бразильский архитектор, которого называют последним классиком модернизма. В его прочтении строгие модернистские линии приобретают гибкость и лиричность. Он первым показал, что суровая прочность бетона может быть пластичной.
Оскар Нимейер: «Архитектура должна быть функциональной, но прежде всего прекрасной и гармоничной». Фото: media.revistaad.es
Свой собственный дом «Каноа» Нимейер построил в 1953 г. в пригороде Рио-де-Жанейро. По словам архитектора, он вдохновлялся бразильской природой и изгибами женской фигуры.
Конструкция дома имеет плавные изогнутые формы, плоскую крышу поддерживают тонкие стальные колонны. Весь первый этаж полностью прозрачен, создаётся эффект перетекания природы во внутренние пространства. Огромный гранитный валун, часть которого находится внутри помещения, а часть снаружи, становится центром всей композиции.
Природа внутри и снаружи. Фото: img.edilportale.com
Границы между ландшафтом и жильём практически размыты и весьма условны. Закрытыми остались приватные помещения: спальня, ванные и кабинет, расположенные на втором этаже.
Сегодня в дом пускают посетителей, там расположена экспозиция, посвящённая Нимейеру. Дом-остров Сезара Манрике. Художник и архитектор Сезар Манрике родился в 1919 г. на Канарском острове Лансароте. Получив диплом на материковой части Испании, он жил некоторое время в Америке и Европе, водил знакомство с Уорхоллом и Пикассо.
Бассейн во дворе вулканического дома. Фото: i.pinimg.com
Вернувшись на родной остров, Манрике всерьёз занялся его благоустройством. Лансароте возник благодаря бурной вулканической деятельности, его поверхность напоминает фантастические пейзажи из тёмной лавы. Сезар Манрике не стал противодействовать природе, он обустроил собственный дом прямо в вулканических пузырях.
Лава, втекающая в окно. Фото: staticflickr.com
Архитектору не пришлось возводить стены в привычном понимании этого слова. Чтобы жилище стало уютней, Манрике частично выбеливал вулканическую породу.
Пальма, растущая прямо в центре дома. Фото: wikimedia.org
Кроме того, Манрике настоял на том, чтобы все постройки на острове возводились из местных материалов, в колористической гамме использовался цвет натурального камня, синий и белый, а высотное строительство было запрещено. Можно сказать, что весь остров Лансароте был для Манрике домом.
«Человек должен постепенно слиться с природой, чтобы найти правду жизни. Все, что я хочу, – это быть частью природы», – писал Манрике.
После смерти архитектора в автомобильной катастрофе в 1992 г., дом в вулканических пузырях превратился в музей. Благодаря Сезару Манрике весь остров Лансароте стал настоящей достопримечательностью. Не смотря на различие стилей, материалов и архитектурных приёмов, все эти дома объединяет идея жизни внутри природы, внимание к ландшафту и окружающей среде. Гениально и очень человечно!