Архитектура Антонио Гауди

Антонио Гауди называют главным представителем каталонского модерна. Но такое определение не может быть полным. Гауди шагнул далеко за рамки модерна, в его работах есть черты бионической и органической архитектуры, неоготики и эклектики. Бесспорно одно, в каждом произведении Гауди зашит ДНК национальной каталонской культуры.

Антони Пласид Гильем Гауди-и-Корнет (1852-1926) Фото: artikabooks.com

Архитектурная философия Гауди построена на трёх важных элементах его жизни: природа, религия, Каталония. Необычные, текучие архитектурные формы Гауди требовали совершенно новых технологических решений. Эти решения архитектор находил в природе. Он не просто копировал внешнюю оболочку, он изучал внутреннюю структуру. Гауди считал, что наклонные опоры более устойчивы и приводил в пример усталого путника, который широко расставляет ноги и опирается на наклонный посох. Это позволяет снять напряжение и распределить нагрузку по всему телу.
Архитектор понял, что оптимальная форма несущей конструкции – параболоид. Чтобы рассчитать нагрузку, Гауди протягивал верёвки и подвешивал на них грузики. В итоге получался перевёрнутый макет здания. Затем он подкладывал зеркало и перерисовывал макет в должном виде.

Подвесная цепная модель собора Саграда Фамилья. Фото: wikimedia.org

При строительстве колонн, Гауди так же применял необычную технологию – спиральное сплетение двух колонн. Что касается материалов, то кроме традиционного камня и кирпича, Гауди использует железобетон. Железная арматура позволяет мастеру получить любую форму, которая заполняется искусственным камнем.

В полной мере все эти технологии Гауди применил в главном творении своей жизни – Саграда Фамилья в Барселоне. Мастер не успел довести строительство храма до конца. Записей самого Гауди почти не осталось, они сгорели в период гражданской войны в Испании. Но сегодня руководители строительства утверждают, что с помощью IT им удалось расшифровать замысел Гауди и мы увидим храм именно таким, каким его задумывал мастер.

Саграда Фамилья, начало строительства 1882г. Фото: media.cntraveler.com

Первым достаточно заметным произведением архитектора можно назвать резиденцию Висенс, построенную по заказу Мануэля Висенса, производителя кирпича и керамической плитки.

Дом Висенс построен в 1883—1885 годах. Фото: class-tour.com

Дом возведён из камня, красного кирпича и облицован полихромными изразцами. Таким образом резиденция стала своеобразной рекламой производства Висенса. Здание представляет собой четырёхугольник и в нём явно пролеживаются черты арабского стиля мудехар. Но в декоративных элементах: башенках, эркерах, балкона, выступах фасадов уже чувствуется характерный почерк Гуади.

По настоящему крупной первой работой Гауди стал дворец Гуэля. В 1878 г. году Гауди знакомится с Эусеби Гуэлем, текстильным магнатом, богатейшим человеком Испании. Гуэль не ограничивал Гауди в бюджете, и тот сооружал необыкновенно смелые объекты без оглядки на смету, получив полную свободу творчества.
Гауди создаёт для семейства Гуэль павильоны усадьбы в Педральбесе, винные погреба в Гаррафе, часовню и крипту Колонии Гуэль, фантастический Парк и дворец Гуэля в Барселоне. Здание дворца ещё напоминает классические венецианские палаццо. Но здесь Гауди впервые функционально объединяет декоративные и структурные элементы. В последствии это станет характерной чертой его творчества.

Дворец Гуэль, построенный в 1885-1890 годы. Фото: bigfoto.name

Крышу украшают 20 разноцветных башенок, которые на самом деле являются настоящими дымоходами. Они украшены кусочками разноцветного битого стекла и керамической плитки. Такая техника называется «тренкадис», в переводе с каталонского «хрупкий, ломкий».

Крыша Дворца Гуэль Фото: locher.ru

Гауди и далее будет использовать битую облицовку сносимых зданий для декора своих объектов. Сегодняшние фанаты экологичного строительства считают Гауди первым, кто осознанно использовал вторсырьё.
В парке Гуэль тренкадис применяется повсеместно. Гауди продолжает объединять декор и функционал. В процессе изготовления Бесконечной скамьи, рабочие садились на незастывший бетон, оставляя удобные места для сидения. Колонны, поддерживающие акведуки для полива растений выполнены в форме стволов деревьев.

Бесконечная скамья в парке Гуэль в технике тренкадис. Фото: vannalav.ru

Следующим поворотным моментом в стиле Гауди исследователи его творчества считают реконструкцию дома Бальо.

Дом Бальо реконструирован в 1904—1906 годах. Фото: i.pinimg.com

В интерьере, как и на фасаде нет прямых линий. Фото: cobrio.club

Основная идея отсылает нас к покровителю Каталонии Св. Георгию, победившему дракона. Облицовка дома напоминает переливающуюся шкуру дракона, фасад усеян черепами и костями его жертв. Венчает здание копьё, в виде башенки с георгиевским крестом. В оформлении дома полностью отсутствуют прямые линии, волнистые формы передают пластическое видение Гауди.

Последним светским объектом, построенным Гауди, стал дом Мила. Из-за необычности форм его прозвали «La Pedrera», что означает «Каменоломня». Волнистый фасад здания выложен камнем, добытым в каменоломнях горы Монжуик. Но изначально название дали недоброжелатели, считавшие, что дом похож на гору камней. Возможно так оно и есть, ведь по задумке Гауди дом – это пьедестал для 25 метровой статуи Девы Марии. В последствии заказчики дома отказались от этой идеи.

Дом Мила построенный в 1906—1910 годах. Фото: media.admagazine.com

Считается, что дома со свободной планировкой придумал Ле Корбюзье, но в La Pedrera Гауди использует самонесущий фасад. Изогнутые железные балки соединяют фасад с внутренней структурой каждого этажа, без несущих перегородок. Получается та самая свободная планировка.
Дом имеет форму неправильной восьмёрки с тремя внутренними дворами. Хозяева дома владели автомобилем и Гауди спроектировал подземный гараж со спускающимся в него пандусом. Эти решения явились абсолютным новаторством.
На крыше дома расположены световые люки, дымоходы, вентиляционные и лестничные выходы. Но как любил Гауди, все они оформлены в виде скульптур, многие украшены в технике тренкадис. Кстати, создатель «Звёздных войн» Джордж Лукас подсмотрел шлемы для своих персонажей именно на крыше дома Мила. Вот так неожиданно Гауди шагнул в поп культуру.

Технические выводы интегрированы в здание, как скульптурные элементы. Фото: i.pinimg.com

Все последние годы Гауди был полностью поглощён работой в Саграда Фамилья и совсем не следил за собой. Поэтому, когда человека, похожего на бродягу сбил трамвай, его отвезли в больницу для бедных Святого Креста. Только там в нём узнали известного архитектора. Через три дня Антонио Гауди скончался.
После смерти пришла настоящая слава, даже недоброжелатели Гауди признали его заслуги.
Сегодня практически все его работы охраняются ЮНЕСКО. А самого Антонио Гауди хотят причислить к лику святых. Возможно у архитекторов появится свой покровитель.

Теги: Органическая архитектура, Фасады, Мировой опыт