Дома – скульптуры

Самые необычные дома в мире поражают своей причудливой формой. С возрождением бетона, как материала, появились невероятные возможности в создании зданий разнообразных конфигураций. Основой таких домов служит деревянный или стальной каркас, обтянутый мелкоячеистой сеткой, на которую наносят слои бетона. Это основа метода торкретирования, который позволяет быстро возводить большие объёмы.

Дом «Наутилус», Мексика, архитектор Хавьер Сеносьян, 2006 г. Фото: youmanbeingblog.wordpress.com

Пожалуй, новатором в этой области был великий Гауди. Пример – парк Гуэль, с его фантазийными, словно игрушечными зданиями, скамьями, дорожками, повторяющими форму ландшафта. И вот, в начале ХХ века, идея архитектуры, как скульптуры, получила развитие благодаря трём великим личностям: американскому архитектору Фридриху Кизлеру, мексиканскому художнику Матиасу Гёритцу и французу Жаку Куэллю.
Возражая против теории Ле Корбюзье, Кизлер утверждал: «Дом – не машина для жилья и машина – не произведение искусства. Дом – это живой организм, а не всего только сочетание мертвых материалов; дом живет весь в целом и во всех своих частях. Он как бы служит оболочкой для человеческой жизни».
Но архитектура-скульптура была отодвинута на долгих пол века, победил функционализм, так как в обществе был запрос на быстрое массовое строительство. И только во второй половине ХХ века, появились эксклюзивные дома-скульптуры.
.

Дом Флинстоунов, архитектор Уильям Николсон Калифорния, США,1976 г. Фото: eastbaytimes.com

Жак Куэлль – архитектор самоучка. В 1946 г. он основал «Исследовательский центр природных структур», в котором изучал строение биологических организмов и занимался археологией. Как и Гауди, он стремился понять природные механизмы и применял их принципы в своих конструкциях. Изучая животный мир, норы, берлоги, а также колонии кораллов, архитектор пришёл к идее домов-укрытий, которые максимально сливаются с пейзажем. Для него было немыслимо менять ландшафт, чтобы построить дом. Напротив, все изгибы зданий повторяют природные уклоны и сориентированы по солнцу. Но, в то же время, его жилища удобны и функциональны.

Жак Куэлль, Муан-Сарту, Франция, 1962 г. Фото: i.pinimg.com

Перед началом строительства Куэлль посыпал землю песком и просил будущих жильцов «пожить» на месте будущего дома. Затем по следам он воспроизводил будущее жилое пространство. Куэлль не делал чертежей, он предоставлял рабочим макет будущего строения. Возводился каркас здания и на нём из бетонной смеси буквально «лепились» стены и потолок. Именно так Куэлль создал элитную деревню Кастелларас в Муан-Сарту на Лазурном берегу Франции, состоящую из 5 органических домов-скульптур.

Жак Куэлль, текучее внутренние пространство без углов. Фото: amc-archi.com

Ещё одно выдающиеся здание находится на южном берегу Франции – дом известного модельера Пьера Кардена. Пьер Карден приобрёл футуристический дом с видом на море в 1991 г. Дом строился 14 лет, начиная с 1975 г. по проекту венгерского архитектора Антти Ловага. Даже сегодня Bubble Palace (Дом пузырей) поражает своей оригинальной смелостью. Ловаг руководствовался отсылкой к древним жилищам человека – пещерам.
Здание состоит из «пузырей», собранных в шесть уровней. Изначально строился сейсмически устойчивый каркас из металлической арматуры, затем с помощью торкретирования создавалась оболочка дома. В здании нет ни одного угла, только сферические формы. Каждый «пузырь» оснащён огромным окном-иллюминатором с видом на море. Поражают травертиновые бассейны, каскадом спускающиеся с одной из крыш. Общая площадь дома составляет более 1200 кв. м. Описывая дом-пузырь, Карден говорил, что он «чувственен, как тело женщины».

Дом Кардена, Франция, архитектор Антти Ловаг, 1975 г. — 1989 г. Фото: media.architecturaldigest.com

На тихом мексиканский острове Исла-Мухерес художник Октавио Окам и его брат архитектор Эдуардо Окам в 1994 г. построили необычный органический дом-ракушку. Здание выстроено из высококачественного белоснежного бетона с добавлением измельчённых ракушек и кораллов, которые в изобилии находятся на острове.

Дом-ракушка, Мексика, архитектор Эдуардо Окам, 1994г. Фото: mb.web.sapo.io

Часто дома-скульптуры принимают формы животных или бытовых предметов: чайники, чашки, сапоги.

Дом-слон Подмосковье, деревня Попово, 2020 г. Фото: cdnstatic.rg.ru

В Пенсильвании, США известен дом в форме башмака. Его построил американский продавец обуви Махлон Хейнс в 1948 г. для продвижения своего бизнеса. Дом расположился у дороги и служил обувному магнату оригинальным рекламным банером. Основой конструкции служит деревянный каркас, который покрыли строительной сеткой. Сверху нанесли цементный раствор. В здании 5 этажей: В носке находится гостиная, в пятке – кухня, в верхней части – спальни, а в каблуке размещался маленький магазин обуви.
Высота составляет почти 8 м, ширина – 15 м, длина – 14,5 м, общая площадь – почти 140 кв. м. Хейнц сдавал дом молодожёнам, которые с удовольствием проводили в необычном здании медовый месяц. После смерти Хейнца дом-скульптура побывал в руках разных владельцев. Недавно он стал объектом аренды Airbnb.

Дом-ботинок, США, 1948 г. Фото: cdnstatic.rg.ru

Несомненно дома-скульптуры – штучная, эксклюзивная история. Чтобы жить внутри скульптуры надо обладать долей авантюризма и, несомненно, определенным чувством юмора. Но такие дома делают нашу жизнь интересней и разнообразней!

Теги: Органическая архитектура, Фасады, Мировой опыт