Дом Мельникова: образ эпохи авангарда или эксперимент в центре Москвы.
Дом-мастерская Константина Мельникова – вершина творчества архитектора и знаковое зданием эпохи авангарда.
Человеку, не знакомому с историей дома трудно понять, как такое нестандартное здание появилось в центре Москвы и вообще, реально ли в нём жить?
Дом расположен по Кривоарбатскому переулку. Фото: cdn.culture.ru
Константин Мельников родился в 1890 г. в крестьянской семье, но получил образование художника и архитектора благодаря промышленнику Владимиру Чаплину, который оплатил его обучение.
В 1918 г. Константин Мельников становится дипломированным архитектором. Время сложное, переломное, в стране хаос и гражданская война. Но в это же время рождается русский авангард с новыми идеями, формами и содержанием.
Поначалу Мельников, как выпускник классической школы создаёт проекты в неоклассическом стиле. Но затем смелые идеи, экспрессия захватывают его, и появляется сенсационные проекты: павильон «Махорка» для Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке 1923 г. в Москве и позже, павильон СССР для Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности в Париже.
В Париже Мельников становится триумфатором и всемирно известным признанным архитектором.
После смерти Ленина Советская власть даже поручает Мельникову сделать саркофаг для вождя мирового пролетариата.
Возможно все эти заслуги помогли архитектору в 1927г. получить участок в центре Москвы для строительства собственного дома, что было настоящей фантастикой во времена борьбы с частной собственностью.
На тот момент Мельников рассматривал проект своего дома, как экспериментальный, нечто новое для новой жизни.
Основным материалом стал кирпич, так же использовались дерево, металл, бетон.
Входная группа состоит из двери и двух симметричных прямоугольных окон. Панорамное окно второго этажа – гостиная. Фото: img.tourister.ru
Конструкция дома – два разновысоких цилиндра одинакового диаметра, врезанных друг в друга на треть радиуса. Характерной особенностью являются шестиугольные окна, разбросанные по фасаду.
Для нестандартных окон Мельников разработал три вида рам. Фото: upload.wikimedia.org
Глядя снаружи трудно понять, сколько этажей и комнат внутри здания. На самом деле шестиугольники не совсем окна. Мельников разработал особый приём узорчатой кладки кирпича со сдвигами вдоль стены через ряд и поперёк стены через два ряда. Так на фасаде образовались 124 шестиугольных проёма. Такое решение помогло Мельникову в два раза сократить расход кирпича и равномерно распределить нагрузку по всей конструкции без использования несущих столбов и перемычек. Уже в ходе строительства Мельников решил превратить 64 проёма в окна. В дальнейшем «лишние» окна были засыпаны смесью песка, глины, битого кирпича и закрыты деревянными щитами. В случае необходимости можно открывать дополнительные окна или закрывать те, что уже есть.
Дом строился с 1927 по 1929г.г. Фото: i.pinimg.com
Следующим техническим изобретением стали деревянные перекрытия. Доски, поставленные на ребро, образую сетку из ячеек 0,5×0,5 м. Снизу и сверху деревянная сетка зашита шпунтованными досками, положенными по диагонали по отношению к ней.
Интересным новшеством стала калориферная система отопления и вентиляции здания. Калориферная комната расположена в подвале.
Но при всей авангардности проекта, дом Мельникова – это настоящая усадьба для жизни: с гостиной, столовой, спальней, огромной мастерской, террасой на крыше, задним двором и огородом.
Первый цилиндр состоит из двух этажей, второй из трёх. Мельников любил играть с пространственными формами: «Дам премию тому, кто сумеет сосчитать, сколько в доме этажей, а своему брату-архитектору – загадку: откуда взялось такое богатство разнообразия в объёмах из одной-единственной формы стандарта, составившего органическое существо Архитектуры нашего дома».
Гостиная с панорамным окном, выходящим в Кривоарбатский переулок. Фото: s0.rbk.ru
На первом этаже располагались жилые и хозяйственные помещения, на втором – гостиная и спальня, весь третий этаж отдан под мастерскую. В мастерской много света, окна организованы так, что при рисовании тень от руки не падает на мольберт.
Мастерская, занимает весь третий этаж. Фото: i.archi.ru
Общая площадь дома – 250 кв. м, высота потолков в гостиной и мастерской – 5м, в остальных помещениях – 2.5м.
Мельников считал, что цилиндрические формы можно использовать, как модули для массового строительства, соединяя их в змейку, либо в многолистник.
Но времена менялись, Москву завоевал Сталинский ампир. Творчество Мельникова заклеймили, назвали формализмом, погоней за внешними эффектами.
Константина Мельникова отстранили от всех проектов и вторую половину своей жизни он провёл практически в забвении. Можно считать чудом, что у архитектора на отняли его любимое детище, его дом, в котором он прожил до самой смерти в 1974 г.
Константин Мельников в собственном доме. ucare.timepad.ru
В честь столетнего юбилея зодчего ЮНЕСКО объявила 1990 год – годом Константина Мельникова.
Сейчас в доме находится музей федерального значения. В 2023 г. дом Мельникова закрыт на реставрацию.
Константин Мельников не причислял себя ни к каким течениям: «В наш век появления Конструктивизма, Рационализма, Функционализма и АРХИТЕКТУРЫ не стало. Что касается меня, я знал другое, и это другое – не один конструктивизм. Люблю личность, уважаю личность и услаждаю личность. Каждую догму в своем творчестве я считал врагом, однако конструктивисты все в целом не достигли той остроты конструктивных возможностей, которые предвосхитил я на 100 лет».
Над входом в свой дом архитектор поместил надпись: «КОНСТАНТИН МЕЛЬНИКОВ АРХИТЕКТОР».