Готическая архитектура в России
В России мода на готику возникла только в XVIII веке, в период романтизма. В это время появился собирательный термин «готический вкус». В отличие от Европы, в России в Средние века не строили готических соборов и замков, поэтому под «готическим вкусом» подразумевалось обращение к древней архитектуре вообще, а также всё странное и причудливое.
Готические сооружения, построенные в России, сочетают в себе русский стиль, барокко, декоративные элементы западноевропейской готики и классической архитектуры.
Усадьба Марфино, архитектор Михаил Быковский. середина XIX века.
Настоящие образцы Средневековой готики сохранились в Калининградской области, которая ранее принадлежала Восточной Пруссии. Самое известное здание – Домский собор Богоматери и Святого Адальберта. Его второе название — Кёнигсбергский собор на острове Иммануила Канта, именно здесь похоронен великий философ. Первое упоминание в документах о соборе относится к 1333 году. Здание построено в стиле северогерманской или так называемой «кирпичной готики». Вместо барельефов и скульптур здание украшено орнаментом из кирпичей разных оттенков.
Фото: i.pinimg.com
В России первые готические постройки появились в XVIII веке, когда архитекторы получили возможность учиться за границей. У истоков формирования «русской готики» стояли российские зодчие В. И. Баженов и М. Ф. Казаков, Ю. М. Фельтен.
В 1770 году Екатерина II отправила придворного архитектора Василия Неёлова в Англию. По возвращении на Родину, Неёлов по заказу императрицы оформил в готическом вкусе Адмиралтейство в Екатерининском парке Царского Села. Здание из красного кирпича оформлено рельефными белыми «драпировками», башнями и стрельчатыми окнами. Считается, что это первое здание, оформленное в «готическом вкусе».
Фото: img.tourister.ru
В честь победы в Чесменском сражении Екатерина II заказала строительство храма архитектору Юрию Фельтену. Храм имеет необычную форму четырёхлистника. Он украшен стрельчатыми арками, барельефами и пинаклями – остроконечными декоративными башенками.
Фото: upload.wikimedia.org
Так же в период правления Екатерины II был заложен дворцово-парковый ансамбль Царицыно, который возводился на протяжении 20 лет. Начинал строительство усадьбы Василий Баженов. Когда дворец был практически готов, Екатерина посетила и усадьбу и… велела всё снести. Это решение стало роковым ударом для Баженова, который даже платил рабочим из своих средств при недостаточности финансирования. Продолжил работу над ансамблем Матвей Казаков – ученик Баженова.
Фото: транс-атлантис.рф
Царицыно – самый большой комплекс построенный в псевдоготическом стиле в Европе XVIII века. Его особенности во многом определили новое направление в русском зодчестве. Яркие элементы готики (башни, стрельчатые арки) оформляют строго симметричное здание, по пропорциям и монументальности больше напоминающее каноны классицизма.
Сводчатый мост в усадьбе Царицыно. Фото: s1.1zoom.ru
В 1829 году Николай I лично выбрал место в Петергофе для строительства домашней молельни. Строительством церкви святого Александра Невского занимались трое архитекторов: Карл Фридрих Шинкел, Адам Менелас и Иосиф Шарлеман. Квадратное в плане здание имеет трёхгранный выступ. По углам церкви расположены восьмигранные башни высотой 20 м. Венчают башни невероятной красоты шпили, отлитые из чугуна, которые завершаются золочёнными крестами. Над порталами можно увидеть узнаваемый элемент готического стиля – окна розы с цветными витражами. Храм украшают 43 медные статуи.
imageio.forbes.com
Прекрасно сохранившейся образец «готического романтизма», построенный в 1853 г. находится на юге России, в Кисловодске, известном нарзанном курорте.
Главный вход в галерею. Фото: upload.wikimedia.org
Граф М.С. Воронцов пригласил английского архитектора Самуила Уптона для строительства Нарзанной галереи на месте источника. Уптон подошёл к проекту творчески – он спроектировал здание в виде замочной скважины, в центре которой расположился «ключ», то есть сам нарзанный источник. Галерея выстроена из местного песчаника доломита.
Фото: upload.wikimedia.org
Визитная карточка Екатеринбурга – Дом Севастьянова, расположенный в центре города. Само здание упоминается в архивных документах уже в 1817 г. Новый владелец Н. И. Севастьянов решил реконструировать дом в1866 году, над проектом работал губернский секретарь А. И. Падучев. Именно тогда классическое здание получило колоритный готический фасад.
imageio.forbes.com
Можно сказать, что готический стиль на русской почве проявлялся скорее, в качестве декора. Мы не встречаем здесь характерных для готики аркбутанов или контрфорсов. Чаще используются стрельчатые своды, башенки, характерные стрельчатые окна.
Таким образом русская готика – это фантазия в вольном духе, выраженная в самобытной, необычной манере.