Casa Battlo в Барселоне
Антонио Гауди построил одно из своих самых важных и известных строений всего за полтора года. Не многие знают, но Casa Battlo был не новым зданием, а реконструкцией существующего. Радикальная трансформация с применением абсолютно невероятных цветов и форм, быстро превратило это здание в икону Барселоны.
Дом Бальо, который в народе и по разному известен как Дом костей, Дом масок, и Дом дракона, в совершенстве символизирует период величайшей архитектурной зрелости архитектора. Действительно, он представляет собой идеальное сочетание искусства и функциональности, архитектуры и дизайна, и это ключевое здание для понимания значения каталонского модернизма.
Яблоко раздора
Emili Sala Cortés построил дом 43 по улице Passeig de Gràcia, в 1877 году. На рубеже веков этот городской квартал в районе Eixample [Эшампле] стал местом расположения ряда зданий таких известных архитекторов, как Жозеп Пуч-и-Кадафальх [Josep Puig i Cadafalch] (дом Аматлера) и Ллуис-Доменех-и-Монтанер [Lluís Domènech i Montaner] (дом Ллео-Мореры). В то время как эти здания привлекали новых клиентов и были знаком отличия для их владельцев, городской квартал, где они стоят, подвергся критике со стороны сатирической прессы, которая, играя словами на каталонском языке, стала называть его «яблоком раздора», ссылаясь на соперничество между архитекторами и особенно на контрастные фасады их зданий.
Гауди был последним знаменитым архитектором, работавшим в этом квартале, и он должен был выполнить работу, зная, что уже сделали его знаменитые «соседи». Здание, возведенное Салой, было куплено текстильным фабрикантом Хосепом Бальо в 1903 году, а год спустя он нанял Гауди для полной реконструкции здания. Именно это и сделал архитектор.
Легендарный фасад Casa Battlo
Фасад Дома Бальо известен во всем мире своей уникальной композицией, полной фантазии и цвета. Этот хроматизм, вместе с вертикальными волнами, привел к тому, что это здание можно сравнить с водяными лилиями Клода Моне. Другие связывают его с элементами карнавала, потому что крыша напоминает шапку Арлекина, мозаичная облицовка напоминает конфетти, а балконы похожи на карнавальные маски. Однако наиболее ясным намеком здесь является легенда о Святом Георгии, с крышей здания в форме спины дракона, крестом на конце копья рыцаря, балконом принцессы в форме цветущего цветка и костями жертв дракона на первом этаже.
Помимо таких интерпретаций, этот главный фасад представляет собой набор оригинальных формальных и структурных идей, которые повторяются в остальной части здания, как причудливые дымоходы на террасе крыши, напоминающие дикие грибы; задний фасад с его керамической мозаикой и великолепный световой колодец, где Гауди изменил размер окон и цвета керамической облицовки в прогрессивной комбинации, которая усиливает освещение всего интерьера.
Интерьер Casa Battlo
Первый этаж это главный этаж, или piano nobile, который изначально был домом семьи Бальо. Здесь находится большой зал – пространство, полное света и извилистых форм с видом на улицу Пасео-де-Грасиа. Гауди уделил ему особое внимание, с интересным расположением потолков и очень сложным декором, играя со светом и тенями в различных пространствах и придавая волнообразную форму всем перегородкам. Фасад здесь сделан из камня, и есть галерея, где окна имеют извилистые и совершенно другие формы, а колонны принимают форму костей с суставами.
Над этим главным этажом четыре этажа здания были сданы в аренду, а пятый этаж был спроектирован с чердаками как помещение для прислуги и для хранения вещей. Это пространство образованно последовательностью цепных арок, которые переносят посетителя в брюхо дракона. В ходе полной реконструкции старого здания, проведенной Эмили Салой, Гауди расширил центральное пространство, где расположены лестница и лифт, создав там некий световой колодец, покрытый голубой плиткой, которая создает ощущение пребывания в море.
Крыша Casa Battlo
Две винтовые лестницы обеспечивают доступ с чердака на террасу на крыше, где внушительные групповые дымоходы были тщательно украшены мозаикой из цветного стекла. Терраса на крыше Дома Бальо — одно из самых впечатляющих произведений пластического искусства Гауди. Построенная на параболических арках чердаков, она представляет собой прямоугольное пространство, разделенное в центре световыми люками внутренних дворов. В передней части находится большое помещение, где были установлены резервуары для воды. С помощью этой конструкции Гауди удалось воплотить волнистую чешуйчатую спину драконатак, чтобы она отвечала функциональному требованию своего времени, когда проточная вода не имела достаточного давления, чтобы соответствовать требуемым стандартам удобства. Если вид на крышу здания снаружи, имитировал чешую дракона, то его внутренняя сторона выглядит как раковина краба, с градиентными тонами цвета, переходящими от ярко-оранжевого к белому.
Четыре группы дымовых труб на террасе на крыше имеют высоту от 6 до 10 метров и покрыты осколками стекла и разноцветными мозаиками, украшенными цветочными узорами. Специальная конструкция дымоходов предотвращает обратные сквозняки.
Запоздалое признание
Единодушное признание изобретательности и красоты этого здания шло медленно. Ежегодный конкурс художественных зданий городского совета дважды отказывал ему в своей премии, причем премия была присуждена дому Ллео-Морера, принадлежащему Доменеку и Монтанеру, и школе col·legi Comtal, принадлежащей Бонавентуре Бассегоде и Амиго, соответственно, в 1906 и 1907 годах. Дом Бальо наконец получил свое заслуженное признание в 1962 году, когда он был внесен в каталог наследия городского совета Барселоны. Впоследствии, в 1969 году он был объявлен историческим и художественным памятником (обозначение, данное Испанией тому, что теперь называется объектом культурного интереса), а в 2005 году он был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.