Руина – феномен архитектуры
Слово «руина» происходит от латинского ruina – обвал, падение. Сразу оговоримся, что называть руины развалинами не корректно. Развалина – любое разрушенное здание. В то время, как руина наделена эстетическим, историко-культурным смыслом и часто охраняется государством. По сути, любая руина изначально была развалиной и только пройдя путь во времени, она приобретает новые формы наполняется новыми смыслами. Руина – это второе рождение здания, наступившее после его гибели.
Аббатство Святого Гальгано, Сиена, Италия, 1218 г. Стиль – итальянская готика. Фото: upload.wikimedia.org
Именно поэтому руинированные останки вызывают интерес архитекторов, культурологов, историков, писателей, философов. К местам руин нескончаемым потоком идут туристы.
Немецкий философ Георг Зиммель оценивал руину, как свидетельство победы природы над человеческим духом. Изначально человек подчинил себе природный материал, создав здание, затем природа захватила здание, каждый день работая над изменением его формы, материал покоряет человеческую волю.
Библиотека Цельса, Эфес, Турция, II веке н.э. Фото:upload.wikimedia.org
Каждая ушедшая цивилизация оставляла после себя зримые памятники своего существования в виде руинированных жилищ, храмов, крепостей, иногда даже целых городов. Можно назвать множество известных руин: Акрополь, Помпеи, Стоун Хэндж, египетские храмы, Мачу-Пикчу…
«Храмовый комплекс Та Прум, Ангкора, Камбоджа, 1186 г. Фото: pixy.org
И, конечно, Рим! Великий вечный город, где руины стали органичной частью архитектурного облика. Архиепископ Хильдеберт Турский (1056-1133) выразил своё восхищение Римом в элегиях: «Этот город невозможно ни окончательно уничтожить, ни восстановить, ни превзойти. Человеческому искусству удалось сделать Рим таким огромным и великим, что боги не смогли полностью его уничтожить».
Римский форум, в центре — колонны храма Сатурна, на заднем плане — триумфальная арка Септимия Севера. Фото: duna.cl
Однако, в то же самое время, когда архиепископ писал эти восхищённые слова, Рим служил большой каменоломней для его жителей. Форумы, Колизей, культовые храмы нещадно разбирались жителями, древние камни шли на строительство новых зданий. Чтобы остановить уничтожение культурного наследия, в 1462 г. папа римский Пий II издал буллу об охране римских руин. Это один из первых известных нам законов об охране памятников архитектуры.
Колизе́й или амфитеатр Флавиев, Рим, основан в 72 г. Фото: avatars.mds
Интерес к руинам, как к культурной ценности особенно ярко начал проявляться в период Ренессанса. Ведь само понятие прекрасного пришло через переосмысление, возрождение греческой и древнеримской культуры, в частности архитектуры.
Храм Посейдона в Афинах, завершён около 444-440 до н. э. Фото: i.pinimg.com
В эпоху Романтизма эстетизация руин достигла своего пика. Здесь сошлось всё: философские размышления о бренности жизни, культ прекрасного обветшания, аура тайны, скрытые неизведанные смыслы. В Англии руины становятся частью парковой архитектуры, центром продуманных ландшафтных композиций.
Замок Скотни, графство Кент, Англия. Фото: s1.1zoom.me
И если под рукой нет настоящих аутентичных руин, строятся новые в виде фрагментов античных или замковых образов. Такие постройки называют «фолли» – игрушка, архитектурный каприз, так как они не имеют никакого практического значения.
Художник Михаил Вострыгин, Студия Семь чудес света
Сегодня уже не нужно доказывать, что руина – это культурологическая ценность, заслуживающая особо бережного отношения. Но иногда возникают идеи с проектами восстановления великих руин, например Колизея. Но в этом случае абсолютно потеряется историко-культурная наполненность, сотрётся истинный облик, объект превратиться в новодел.
Интересен совершенно другой подход современных архитекторов, когда руина вписывается в новое здание или дополняется другим постройками. Такой симбиоз даёт новое рождение руинам. Так старая фабрика может превратиться в выставочное пространство, водонапорная башня – в атмосферное кафе с библиотекой. Таким образом сохраняется аутентичность руины, законсервированной в новой оболочке.
Музей кёльнского диоцеза «Колумба», Петер Цумтор 2007г. В новом здании законсервированы руины позднероманской церкви Св. Колумбы, разрушенной бомбёжкой в 1945 г. Фото: images.divisare.com
Современный человек ищет вдохновение в древнем наследии и переносит историю в парки и даже на частные приусадебные участки. Материалом в этом случае может служить не только камень, но и архитектурный бетон. В этом случае есть возможность построить не просто архитектурный каприз, можно замаскировать хозяйственные постройки или инженерные коммуникации под древние руины.
Художник Наталья Петрова, Студия Семь чудес света
Аутентичность, подлинность – главная ценность руин. А их незавершённость, художественная разрушенность даёт человеку возможность дофантазировать, додумать возможные сценарии. Безусловно, существуют факты, историческая, культурологическая ценность. Но ничто не может превзойти человеческую фантазию. Поэтому руины всегда будут манить и будоражить чувства не только архитекторов, философов, но и обычных людей.
Теги: Мировой опыт, Тематизация, Фасады