Архитектурный каприз

В архитектуре существуют объекты, которые созданы не для эксплуатации, при этом внешне они выглядят, как настоящие здания. Такие строения называют архитектурными капризами или фолли (от англ. folly – причуда, каприз), и строятся они с чисто декоративными целями.

Дом- ананас, Данмор-парк, Шотландия, XVIII в., архитектор неизвестен. Фото: cdn.nwmgroups.hu

Архитектурные капризы представляют собой разновидность садово-паркового павильона, часто экзотического вида, созданного для развлечения. Иногда в их дизайне присутствует элемент игры, обманки, когда здание оказывается не тем, за кого себя выдаёт. История фолли начинается в XVI веке в Италии. Постепенно замок-крепость, как защитный комплекс теряет своё оборонительное значение. Вокруг замков разбиваются сады, парки, в них выставляются скульптуры, строятся фонтаны, а также небольшие павильоны для отдыха и развлечения гостей.

Казино в Марино, Дублин, Ирландия, 1775 г., архитектор Уильям Чемберс. Фото: i.pinimg.com

Характерная особенность фолли – это стилизация в историческом духе, например, римские храмы, египетские пирамиды. Или погружение в другие культуры – китайские павильоны, турецкие шатры, японские чайные домики.
В период увлечения пасторалью в усадьбах строились мельницы, избы. К XVIII веку архитектурные капризы широко распространились во Франции и Англии.

Пантеон в поместье Стоурхед, Англия, 1765г., архитектор Генри Флиткрофт. Фото: thetravelmagazine.net

Отдельно можно сказать об архитектурных руинах. Интерес к ним возник после открытия Геркуланума и Помпей в 1738 — 1748 годах. Каждый знатный владелец замка согласно моде, желал иметь у себя в саду кусочек античного мира. Что и говорить, искусственные садовые руины выглядели весьма живописно, в XVIII в. в эпоху романтизма их так и называли – романтичные руины.

Леднице-Валтице, Чехия, архитектурная руина Яноград, 1810 г. Фото: upload.wikimedia.org

В венском замке Шёнбрунн, летней резиденции австрийских императоров династии Габсбургов, расположены Римские развалины. Архитектор Фердинанд фон Хоэнбург создал композицию с широкой устойчивой центральной аркой, таким образом все «разрушения» очень надёжно зафиксированы. Расположение хаотично разбросанных элементов разбитых статуй и колонн, на самом деле тщательно продумано.

Римские развалины, замок Шёнбрунн, Вена 1778 г., архитектор Фердинанд фон Хоэнбург. Фото: i.pinimg.com

В Россию архитектурный каприз пришёл вместе с реформами Петра I. К сожалению, до наших дней мало что сохранилось. В начале XX века в период революции и гражданской войны вместе с разорением помещичьих усадеб многие павильоны были разрушены. Сегодня архитектурные капризы можно встретить в больших садово-парковых комплексах в окрестностях Москвы и Санкт-Петербурга.

Крепость Мариенталь, г. Павловск, 1795 г., архитектор Винченцо БреннаФото: upload.wikimedia.org

В парковой зоне Царского Села в г. Пушкин в 1778–1786 годах с повеления Екатерины II был построен экзотический павильон в китайском стиле. Загнутые вверх углы крыши увенчаны небольшими позолоченными дракончиками – подражание китайским пагодам. Купол беседки украшен флюгером в виде китайского стяга. При вращении флюгер издаёт громкий скрип, за что павильон прозвали «Скрипучая беседка».

Царское село, «Скрипучая беседка», 1778–1786 г., архитектор Ю. М. Фельтен. Фото: upload.wikimedia.org

Иногда фолли всё же использовали, как обзорные точки, смотровые площадки. В них пили чай или устраивали небольшие обеды во время прогулок по паркам. Казалось бы, такие маленькие шедевры давно в прошлом и какие капризы могут быть в сегодняшнее время, тем более архитектурные. Но нашей студии посчастливилось построить такой объект. По желанию заказчика мы возвели над искусственным прудом японский чайный домик. Попасть в него можно с двух сторон по лёгкому ажурному мостику. Опорные столбы, на которых держится домик, стилизованы под мангровые деревья, увитые плющом. Столбы-деревья декорированы архитектурным бетоном.

Студия «Семь чудес света»

Как видите, с помощью архитектурного бетона можно исполнить любой каприз.

Теги: Фасады, Ландшафт, Тематизация