Московский модерн
Отношение к стилю модерн всегда было неоднозначным. Его называли бесстыжим, полным излишеств и безвкусицы. Но сегодня, здания, построенные в этом стиле, стали несомненным украшением современных городов.
Модерн возник в конце XIX века, как реакция на классицизм со строгими, симметричными фасадами и чётко выверенными формами. Дома в стиле модерн – это «шкатулки» необычных форм с великолепным декором, которые хочется рассматривать.
Особняк Ивана Миндовского, Поварская улица д.44/2. Архитектор Л. Кекушев, 1903-1904 г.г. Фото: ru.wikipedia.org
На рубеже веков в Москве развернулся бум частного строительства, доходные дома вырастали с небывалой скоростью. Купцы, промышленники, банкиры соревновались в постройке самых причудливых и роскошных особняков. Пройдя по лабиринту переулков между Арбатом и Пречистенкой можно увидеть необыкновенные архитектурные шедевры той эпохи.
Основные отличительные принципы модерна: — строение «изнутри наружу»;
— всефасадность;
— обилие декора;
— асимметричность, текучие, плавные линии;
— присутствие растительного орнамента.
Трёхпрудный переулок 3. Архитектор Ф.Шехтель, 1900г. Фото: avatars.mds.yandex.net
Архитекторы строили композицию здания, опираясь на внутренние помещения, вокруг которых формировались фасады. Поэтому дома получались нестандартными, ассиметричными, всефасадными. Окна отличаются разными формами и размерами, интересной расстекловкой и витражами.
Архитекторы сами занимались дизайном помещений, проектированием мебели, кроме того, приглашали художников и керамистов для создания живописных росписей и панно. Сейчас бы сказали, что зодчие делали дома «под ключ» с авторским надзором.
«Интерьер особняк Александры Дерожинской, Кропоткинский пер. 13. Архитектор Ф. Шехтель, 1901-1904 г.г. Роспись стен по эскизам Виктора Борисова-Мусатова. Фото: um.mos.ru
Стиль давал столько разнообразных возможностей, что в разных странах и даже городах модерн проявлялся по-своему. В Москве не ограничивались строительством частных зданий, в этом стиле строили вокзалы, театры, больницы, даже храмы. Нередко в московский архитектурный облик вплетались эклектика, северный модерн. Но особой отличительной чертой были элементы русского стиля, в виде характерных башенок, как в теремах и сюжетов из сказок.
Ярославский вокзал, архитектор Ф. Шехтель, 1880—1882 гг., неорусский модерн. Фото: pictra.co
Отдельный вид искусства – кованые ограды. Так как особняки в стиле модерн часто стояли обособленно в глубине участка, архитекторы продумывали рисунок кованных оград, который перекликался со стилистикой дома.
Особняк Александры Дерожинской, Кропоткинский пер. 13. Архитектор Ф. Шехтель, 1901-1904 г.г. Фото: i.archi.ru
Знаковые имена московского модерна – великие архитекторы Фёдор Шехтель и Лев Кекушев.
Дом Рябушинского – выдающийся образец чистого модерна, авторства Шехтеля.
Дом Рябушинского, Малая Никитская улица, 6/2с5, 1900-1903 г.г. Фото: content.foto.my.mail.ru
Композиционный центр дома – 12-метровая мраморная лестница-волна, ведущая из холла на второй этаж. Венчает «волну» люстра в форме медузы, причём при взгляде сверху, она принимает очертание черепахи. По замыслу Шехтеля первый этаж символизирует водную стихию. На потолке – необыкновенная лепнина с улитками в заросшем пруду.
Мраморная лестница-волна. Фото:upload.wikimedia.org
Второй этаж особняка – символ земли. А вот третий – это уже небо. Здесь расположена тайная молельная комната: уменьшенный в десятки раз храм в форме креста с иконостасом и росписями.
Дело в том, что Рябушинские были старообрядцами. На момент постройки дома старообрядчество официально было под запретом. Шехтель так спроектировал здание, что купол тайного храма не виден снаружи. Внешне дом выглядит двухэтажным.
Фасад украшен майоликовым фризом с ирисами, созданным по рисункам самого Шехтеля, который был прекрасным рисовальщиком.
Фрагмент панно «Ирисы» на фасаде Дома Рябушинского. Фото: um.mos.ru
Дом Кекушевой – особняк, построенный Львом Кекушевым для своей семьи. Ассиметричная композиция напоминает классический европейский замок. Но игра форм и объёмов, а также обилие лепнины в виде цветочных орнаментов делает здание шедевром модерна.
Особняк Кекушевой, Остоженка 21, 1901-1903 г.г. Фото: cdnstatic.rg.ru
Цоколь и входная лестница выполнены из гранита, фасад облицован розовой керамической плиткой, для обрамления окон и лепнины использовали контрастную светлую штукатурку.
Венчает здание скульптура льва! Царь зверей – это авторский знак Кекушева, который он непременно вводил в свои проекты.
Фото: upload.wikimedia.org
Гостиница Метрополь – самое большое общественное здание эпохи модерна. Реконструкция проектировалось по заказу мецената Саввы Мамонтова и задумывалось, как огромное общественное пространство с театром, ресторанами, выставочными площадями и гостиничными номерами. К тому времени Метрополь и был гостиницей. Изначально проект с точными чертежами разработал Лев Кекушев, но всё пошло не плану, когда в 1899 г. Мамонтова признали банкротом. От начального плана пришлось отказаться, и взять в работу проект Вильяма Валькота. Впрочем, Кекушев не отошёл от дела и продолжал участвовать в строительстве наряду с другими архитекторами.
Гостиница Метрополь, Театральный проезд, 1899-195г.г. Фото: upload.wikimedia.org
Основное украшение Метрополя – невероятные мозаичные панно. Центральное место на главном фасаде занимает майоликовое панно «Принцесса Грёза» по картине Михаила Врубеля. Несколько других панно выполнены по эскизам Александра Головина и Сергея Чехонина. Весь фасад здания опоясывает скульптурный фриз «Времена года» авторства Николая Андреева. Над элементами внутреннего декора и росписями работали известные художники В. Васнецов и К. Коровин. Благодаря такому неординарному и изысканному художественному оформлению Метрополь воспринимался, как манифест новому стилю.
Центральное панно «Принцесса Грёза» и часть фриза «Времена года». Фото: i.pinimg.com
Савва Мамонтов был владельцем керамической мастерской в Абрамцево и множество фасадов московских зданий в стиле модерн оформлено именно абрамцевской плиткой. Например, при строительстве доходного дома М. Н. Миансаровой архитектор Сергей Родионов использовал в декоре абрамцевскую плитку зеленого цвета.
Доходный дом М. Н. Миансаровой, Большая Сухаревская площадь 12. Фото: collectionerus.ru
Стиль модерн просуществовал в целом всего два десятилетия. Революция смела его вместе с буржуазным прошлым, как излишество. Но, причудливым образом отклики модерна мы можем встретить в так называемой лужковской архитектуре, архитектуре 90-х, как отголосок ностальгии по столь быстро уходящей неуловимой роскошной красоте.
Мастера нашей студии тоже соприкоснулись с модерном. Мы оформили фасад частного дома в посёлке Ромашково.
Студия Семь чудес света.
Самая впечатляющая деталь – большое яблоневое дерево с «золотыми листьями». Есть здесь и панно с отсылкой к библейскому сюжету, и фриз с лепниной, и плавные линии и изогнутые формы. Заказчик остался очень доволен, хотя по некоторым отзывам фасад считается «избыточным».
Но это же модерн! Он всегда причудлив, фантастичен, иногда немного ироничен!