Деконструктивизм в архитектуре
Деконструктивизм нельзя назвать стилем, это скорее направление в архитектуре, возникшее в конце ХХ века.
Деконструкция – термин, принадлежащий французскому философу Жаку Деррида. Изначально он обозначал метод анализа текстов. Идея деконструкции в противоречии между смыслом, заключённым в текст и самим текстом, как формой его выражения.
В 1988 г. прошла выставка «Архитектура деконструктивизма», в которой приняли участие известные архитекторы конца ХХ века Питер Айзенман, Фрэнк Гери, Заха Хадид, Рем Колхас, Даниэль Либескинд, Бернард Чуми.
С этого момента деконструктивизм воспринимается, как отдельное течение в архитектуре.
Портовый дом в Антверпене, Бельгия, Заха Хадид 2016 г. Фото: theplan.it
Выразительными средствами деконструктивизма являются деформация форм, изломанные линии, асимметрия, искажение, смещение частей. Архитектурные объекты внезапно, даже агрессивно врываются в городскую среду. Архитектуру деконструктивизма часто изобличают в том, что она искажает механизмы человеческого восприятия, вызывает дискомфорт и беспокойство, так как транслирует образы разрушенного мира.
Центр искусств Векснера, Огайо. Питер Эйзенман. npr.brightspotcdn.com
Но, не следует считать деконструктивизм философией разрушения. Идея в том, чтобы разобрать объект и собрать его в другой последовательности. Ломая привычную форму, архитектор визуально передаёт иное содержание, иной смысл и эстетику.
Еврейский музей в Берлине, Германия. Даниэль Либескинд 1999г. Фото: static.dezeen.com
Классический пример деконструктивного здания – новый корпус Еврейского музея в Берлине Даниэля Либескинда. Попасть в него возможно только через историческое здание по подземным переходам. Символична основа конструкции – звезда Давида, изломанная и собранная заново в другой проекции. По словам архитектора, он хотел создать здание, которое рассказывает историю, а не просто абстрактный набор стен и окон.
«Важно не подавлять травму, важно выразить ее, и иногда здание не приносит утешения». Даниэль Либескинд. Фото: cdn.wikipredia.net
Новый корпус контрастирует с историческим, что совсем не удивительно для деконструктивизма.
Иной эффект возникает, при вторжении авангардных объектов непосредственно в конструктив исторических зданий.
Наиболее яркие примеры подобного рода деконструкции так же принадлежат Даниэлю Либескинду.
Военно-исторический музей, Дрезден, Германия. Даниэль Либескинд 2011г. Фото: i.pinimg.com
В Дрездене архитектор провёл реновацию здания исторического арсенала, построенного в конце XIX в., в котором правительство ФРГ решило организовать военно-исторический музей. По условию фасад здания необходимо было оставить нетронутым. Поэтому Либескинд лишь закрыл фрагмент классического фасада клиновидным осколком из бетона, стали и стекла. Этот участок стены можно увидеть внутри нового пространства, где так же расположились выставочные залы. Наверху находится панорамная площадка с обзором Дрездена.
Королевский музей в Онтарио, Канада. Даниэль Либескинд 2007 г. Фото: i.pinimg.com
Этот же приём архитектор использовал при реконструкции здания Королевского музея в Онтарио, после чего Либескинда даже обвиняли в тиражировании.
Культовое здание деконструктивизма – Музей Гуггенхайма в Бильбао, спроектированный Френком Гери. Центр композиции – атриум высотой 55 метров, окружённый разными по форме и величине архитектурными объёмами. Все фасады покрыты титановыми панелями, которые отображают водные блики, движение облаков и солнечный свет. По словам Гери прообразом музея стал разрушенный и вновь собранный корабль.
Музей Гуггенхе́йма в Бильба́о, Испания. Френк Гери 1997 г. Фото: darfix.ru
Другое известное сооружение Гери – «Танцующий дом» в Праге. Здание является метафорой танцующей пары. Дом расположен рядом с постройками рубежа XIX – ХХ в.в.
«Танцующий дом», Прага, Чехия. Френк Гери 1995 г. Фото: cestujsnadno.cz
Рэм Колхас – ещё одно знаковое имя в деконструктивизме. В России архитектор известен тем, что занимался реконструкцией здания Музея современного искусства «Гараж» в Москве.
В 2009 г. Рэм Колхас завершил строительство небоскрёба штаб-квартиры Центрального китайского телевидения в Пекине. В этом случае здание не спорит с городской архитектурой, но, несомненно выделяется необычной конструкцией. Две наклонные башни высотой 234 м, соединены между собой на земле и в воздухе, создавая бесконечную петлю.
Штаб-квартиры центрального китайского телевидения, Пекин. Рэм Колхас. Фото: 7wallpapers.net
У этого творения Колхаса нашлось немало почитателей, но и критиков оказалось не меньше.
При всей неоднозначности форм деконструктивизма, архитекторы вынуждены считаться с законами физики и математики, ведь иначе их творения рушились бы ещё на этапе строительства. Поэтому деконструктивизм нельзя назвать полным хаосом. Возможно, такая архитектура оказалась востребована в период, когда общество находится в перманентном состоянии нестабильности, ведь деконструктивизм вполне отвечает этому состоянию.
Теги: Стили, Фасады, Мировой опыт