Студия семь чудес света

Скульптурные работы из бетона и камня

Японский стиль. Японский сад

Каждый человек представляет японский сад по-своему. Вместе с тем, есть некие свойства японского сада, позволяющие сразу и безошибочно узнать его. Японское направление в ландшафтном дизайне отличает простота и глубина. Японский сад близок к монохромной живописи тушью или к каллиграфии. Созерцание его требует от человека некоторого уровня подготовленности, умения читать символы и способности к интуитивному познанию мира.

Феномен японского сада складывался веками. Сады создавались для императоров – как сады для отдыха и развлечений, сады при монастырях – для медитации и физической работы. Сады были при замках правителей и при домах простых горожан. Особый вид садов – для проведения чайной церемонии.

Считается, что на японские сады оказало влияние китайское садовое искусство. Это так. Но в Японии столетиями развивавшаяся традиция родила совершенно уникальное явление. В нем слились воедино верования в духов природы (синто), принципы буддийского учения, трудолюбие и художественный вкус народа, живущего на вулканических островах с их крутыми скалами, быстрыми горными реками, долинами с пышной растительностью.

Первые сады в Японии появились на острове Хонсю. В японских хрониках “Ниххонсеки” упоминается о саде, в котором император наслаждается водным потоком. С VI века н. э. Буддизм начал распространяться через Корею в Японию, принеся с собой новую художественную культуру. Она соединилась в народном сознании в древней верой синто, с поклонением священным местам: горам, лесам, озерам.

В период Хэйан (VIII-XIII в. в.) непременной принадлежностью садов были озеро с островками, мостики, ручьи, тропинки. Озеро с островками, если смотреть сверху, образовывали иероглиф “сердце“. К XII веку появились сады, олицетворяющие легендарный рай Будды Амитабхи на земле. Такие сады были собственностью военных правителей. Рукотворный пейзаж воплощал буддийскую философию: сознание иллюзорности, скоротечности существования и оттого – острое чувство красоты мимолетного, уходящего.

Пустое пространство сада несло не меньшую смысловую нагрузку, чем заполненное. Эта идея коренится в философии Дао. “Полезность [ чего-либо ] имеющегося зависит от пустоты” ( Дао Дэ Цзин гл. 11 ). Отсюда ведут свое происхождение каменные абстрактные сады буддийских монастырей.

Каменные японские сады появились в период Камакура и Муромати (XII-XVI в. в.), во время расцвета дзен-буддизма в Японии. Самый известный из каменных садов – один из садов монастыря Реан-дзи в Киото. Сад представляет собой окруженную с трех сторон глинобитной стеной площадку, покрытую белым гравием, с тщательно прочерченными граблями продольными линиями. На площадке расположены, окруженные мхом, пять групп камней, по три камня в каждой. Какой угол зрения вы не выберете, вы всегда будете видеть 14 камней, один будет скрыт. При всех существующих объяснениях, истину этого сада можно понять лишь интуитивно, поднявшись над обыденным сознанием.

В период Момояма (до 1600 года) идет дальнейшее развитие садов в сторону усложнения композиции и смысловой нагрузки. Развитие искусства чайной церемонии дает толчок и садовому искусству. Небольших размеров чайный сад назывался “земля, увлажненная росой”. Скромный, монохромный, полный скрытых символов, он служил ” увертюрой” к чайному действу.

В период Эдо сады стали в первую очередь декоративными, по сравнению с символическими средневековыми садами. Садом можно было любоваться с веранды дома через раздвижные створки. Сад разворачивался перед зрителем как горизонтальный свиток.

Многие сады подверглись разрушению и забвению под влиянием обстоятельств, но с 1871 года многие из оставшихся открыты для посещений. Это часть великого культурного наследия японского народа.

Текст: M.V.

Еще по теме: