Студия семь чудес света

Скульптурные работы из бетона и камня

Стиль футуризм. Русский футуризм

В футуризме отразился перелом, произошедший в сознании человечества в начале XX века. Футуризм в архитектуре включает и опыты первых футуристов в Италии и России, и “зрелый” футуризм середины XX века (Оскар Нимейер).

Первое слово футуристов прозвучало в 1909 году в “Манифесте футуризма” итальянского писателя Т. Маринетти. Футуризм был движением молодого поколения, желавшего избавиться от старых канонов искусства. Им виделось явственно приближение новой эры человечества, преображенного технической революцией. Они искали новые художественные средства, соответствующие времени.

Футуризм существовал во всех сферах искусств: в музыке, литературе, архитектуре, живописи, дизайне, кинематографе.

Первым опытом футуризма в архитектуре стал цикл рисунков “Нового города” Антонио Сант-Элиа. Это был проект города с домами невероятных форм, с фантастическими дорогами, заводами, электростанциями. Сант-Элиа погиб на первой мировой войне, проект его не был реализован, но вошел в историю и был творчески воспринят архитекторами середины XX века.

В России “чистым” футуристом можно назвать, пожалуй, Якова Чернихова, создавшего в 20-30-е годы “Книгу архитектурных фантазий” и “Архитектуру будущего”.

В России движение футуристов заявило о себе выходом в декабре 1912 года поэтического сборника “Пощечина общественному вкусу”, сопровождавшегося коротким манифестом. В объединение поэтов входили Д. Бурлюк, Вел. Хлебников, В. Маяковский и другие. Русские футуристы подчеркивали свою самостоятельность и независимость от итальянских собратьев. Они называли себя “будетляне”, т. е. люди будущего. В. Маяковский писал в 1914 году: “Изменилась человеческая основа России. Родились мощные люди будущего”. Особенность русского футуризма была еще и в том, что это было все-таки течение поэзии и живописи (кубофутуризм, эгофутуризм).

Чистого стиля, как известно, не существует, и футуризм существовал как одно из течений авангардизма, давшего, по словам историка советской архитектуры Хан-Магомедова “принципиально новую парадигму в развитии визуальной культуры, которая шагнет в третье тысячелетие и… по масштабу сопоставима с классической ордерной системой”.

Творческий взлет, связанный с расцветом авангарда, пережила русская и советская архитектура в первые десятилетия XX века. Но по мере укрепления тоталитарной власти в советской России авангардизм подвергался все более жесткой критике и с 30-х годов сменился заполонившим все сталинским ампиром.

Текст: M.V.

Еще по теме: