Студия семь чудес света

Скульптурные работы из бетона и камня

Китайский стиль садов

В истории ландшафтной архитектуры особое место занимает искусство стран Востока. В Китае, длительное время развивавшемся изолированно от остального мира, сформировалась уникальная садовая традиция. История китайских садов насчитывает три тысячи лет и включает в себя сады императоров, сады ученых и поэтов.

Древнейшие китайские сады не сохранились, но до наших дней дошли их описания и изображения, на которых ясно видны непременные элементы китайских садов – водоёмгора, павильон и растения. В основу китайской традиции садов легла легенда о восьми даосских бессмертных, обитавших на вершине Пенлай. Гора располагалась на одном из трех островов в море между Японией и Кореей. Окруженные райским садом, бессмертные жили в драгоценных дворцах, вкушали фрукты, дающие бессмертие.

Период династии Тан (618-907 г.г.) считается первым золотым веком китайских садов. На композицию и идею садов оказали влияние живопись и поэзия, также достигшие высочайшего уровня в это время. Сады имели сложную структуру, многочисленные архитектурные сооружения, водоемы для прогулок в лодках и богатые коллекции растений, включавшие редкие и экзотические экземпляры.

Китайский сад раскрывает свои виды последовательно, также как разворачивается перед зрителем свиток с живописью. При относительно небольших размерах китайский сад отличается изысканностью, насыщенностью художественными образами, асимметрией.

Многочисленные павильоны и галереи создавались для любования природой в любую погоду. В садах ученых центральным сооружением была библиотека или учебный зал. Поэтические названия павильонов говорят об их предназначении: павильон пяти горных пиков; павильон лотосового бриза; терраса легкого дождя, приносящего прохладу. Террасы часто делали зигзагообразными, считалось, что это препятствует проникновению злых духов. Большое значение имела форма окон и дверей, они могли быть круглыми (“лунные ворота“), восьмиугольными или в форме тыквы-горлянки. Месторасположение павильонов, домиков тщательно продумывалось в соответствии с движением энергии ци.

Камни в китайских садах

Неотъемлемая часть китайских классических садов – камни. Рожденные природой, они почитались как произведения искусства. Горная вершина в китайской философии – символ добродетели, силы, постоянства. Определенный камень мог символизировать горный пик, а ряд камней – горный хребет. “Подбирать камни и располагать их в потоке надобно с умом, подыскивая для каждого подобающее ему место. Один валун должен явить красоту тысячи пиков” (Вэнь Чженьхэн “О вещах, радующих взор”. Перевод В. Малявина).

Озеро или пруд играют важную символическую роль в китайском саду; “Камни навевают думы о древнем. Вода навевает думы об отдаленном. В домашнем саду невозможно обойтись без камней, омываемых водами” (там же). Кроме непосредственного визуального эффекта вода ассоциируется с философскими понятиями даосизма и конфуцианства.

Искусно спланированный пруд даже в маленьком саду расположен так, что его противоположный берег спрятан, побуждая зрителя к дальнейшей прогулке по саду. “Заимствованный пейзаж”, т.е. ландшафт, находящийся за пределами сада, но видимый зрителю, позволял расширять мысленно пределы сада до горизонта.

Растения упоминаются обычно последними среди элементов китайского сада, но это не значит, что они играют подчиненную роль. Если строения и камни статичны, то вода, деревья, цветы меняются ежеминутно, являя собой переменчивость явлений жизни. Слива, сосна и бамбук – любимые растения в китайских садах и живописи. Сосна – символ постоянства, бамбук – мудрости и стойкости, слива- возрождения природы после зимы. Особенной любовью окружены в Китае пионы и лотосы.

Текст: M.V.

Еще по теме: