Студия семь чудес света

Скульптурные работы из бетона и камня

Глоссарий архитектурных терминов

А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я

Целла

все внутреннее помещение античного храма.

Циркумференция

округлая в плане обстройка парадного двора, образуемая крыльями здания, флигелями, галереями.

Цоколь

нижняя часть стены здания или сооружения, выступающая наружу и служащая основанием. Часто облицована камнем. Цоколь иногда обрабатывали по канонам пьедестала.

Глоссарий архитектурных терминов

А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я

Сандрик

карниз над окном или дверью, бывает треугольный, лучковый и т. д.

Свод

перекрытие здания, имеющее криволинейную форму. Известны своды цилиндрические, коробовые, крестовые, стрельчатые, ступенчатые, нервюрные, звездчатые. Всего около 20 типов.

Солитер

одиночно расположенное на открытом пространстве дерево или камень, привлекающее внимание выдающимися размерами, цветом, особой формой, выразительным силуэтом

Средокрестие

в базилике место пересечения нефа и трансепта.

Стереобат

основание греческого храма.

Сухой пейзаж

абстрактный пейзаж, где используется метод символического изображения воды, характерный для японских садов.

Малые архитектурные формы – Библиотека студии “Семь чудес света”

Архитектура возникла, как альтернатива природным формам. Как только неандерталец перебрался из пещеры в построенный им шалаш, так сразу ощутил себя архитектором. Все созданные с той поры архитектурные формы условно делятся на большие и малые. Понятно: большие – значит, жилища, общественные здания, мосты, тоннели. Малые – это садовые беседки, лестницы, лавочки, фонтаны, мостики, заборы, перголы, скульптуры и всякая рукотворная всячина, обычно окружающая нас на прилегающей к дому территории.

Зачем малые архитектурные формы нужны? Они делают архитектурную среду более насыщенной и адаптируют её к потребностям человека. К примеру, если на территории усадьбы имеется водоем, на его берегу обычно ставят беседку и лавочки, а то и устраивают небольшую пристань для лодок. В саду со сложным ландшафтом сооружают подпорные стены и лестницы. Во внутреннем дворике устанавливают скульптуры или украшают его небольшим фонтаном.

Иметь малые архитектурные формы в своем доме и за его пределами сегодня становится престижным и модным. Разумеется, ценность большинства этих изделий измеряется их художественными достоинствами. У одного в саду стоит “писающий мальчик, разрывающий пасть Самсону”, у другого – высокого качества копии скульптур итальянских мастеров эпохи Возрождения, у третьего – авторские работы современных мастеров. Как говорится, каждому – своё. Существенно отличаются друг от друга в художественном отношении и малые архитектурные формы утилитарного назначения. Так, фонтанчик для питья может быть и примитивной поилкой, и дизайнерским шедевром.

Лишенные окружения малых форм, большие архитектурные сооружения смотрятся скучно. Рядом с творением конструктивизма – предельно простой с точки зрения формы “машиной для жилья” – тем не менее, обычно стоит какая-либо современная скульптура. Что уж и говорить о традиционных загородных жилищах. В окружающих их садах и парках могут находиться десятки и сотни малых архитектурных форм, начиная от простых лавочек, цветочных ваз, светильников и кончая сложными скульптурными композициями из архитектурного бетона и камня.

Далеко не все, кто предлагает услуги по изготовлению малых форм из архитектурного бетона, имеют достаточный опыт и квалификацию. Может случиться, что созданные ими изделия не переживут и зиму. Такое происходит, если нарушена технология их изготовления. Вот почему важно увидеть уже выполненные мастерами работы, прежде чем сделать заказ. В стабильно работающих компаниях практикуется демонстрация сделанного на объекте предыдущего заказчика.

Текст: П. Николаев

Восточный сад и философия его построения

Специфика философского осмысления мира, к принципам которой апеллирует философия восточного сада, изначально носит скорее вопросительный характер, ставящий под сомнение подлинность фактов, нежели является однозначным ответом, четко проводящим грань между черным и белым. В средневековой столице Японии Киото были каменные ворота, привлекавшие внимание красотой архитектуры и дизайна. Знатоки архитектуры восточного сада связывают с этим образом представления об эстетике японского искусства в целом.

Снятый в 50-е гг. Акирой Куросавой кинематографический шедевр “Расёмон” по новеллам классика литературы Акутагавы Рюноскэ, и по сей день остается примером японского осмысления понятий добра и зла, жизни и смерти, красоты и безобразия. Действие начинается у развалин ворот Расёмон. В основе фильма – идея субъективного восприятия реальности и непознаваемости бытия. Сквозь размышления об относительности человеческого восприятия событий, отчетливо прорисовываются представления об устройстве мира: любовь к людям, самопожертвование, сохранение надежды на лучшее в нечеловеческих условиях. Не поиск человеком истины главное, главное – сам человек. А какой – хороший или плохой, эгоистичный или альтруистичный, убийца или жертва – это уже вторичный вопрос.

Что общего между восточным садом и средневековыми японскими воротами? В основе их проектирования лежат те же идеи экзистенциального буддизма, которые прослеживаются в фильме. Японские и китайские сады камней – идеальная среда для медитаций и постижения сути вещей для тех, кому близки буддистские и синтоистские представления о мироздании и окружающей природе. В студии “Семь чудес света” работают люди, для которых ориентальная философия творчества является основополагающей. Именно здесь делаются творческие интерпретации того, что составляет основу японской и – шире – ориентальной классики сада и ландшафтного дизайна Востока.

Сегодня модно моделировать классические японские сады, увлекаться китайской эстетикой дома и сада фэн-шуй, где камню отведено столь же почетное место, или даже обустраивать садовый ландшафт в традициях ислама, где дикий камень обычно подвергается художественной обработке. Одно из продуктивных направлений работы студии “Семь чудес света” – проектирование и создание восточных садов камней. Основой идеологии таких садов являются положения буддизма и синтоизма, согласно которым созерцание красоты природы есть одна из форм постижения истины. Восточные сады располагают к медитации. Медитативный способ понимания красоты природы способствует обострению эстетического восприятия, выработке поэтически-метафорического способа мышления. Основным композиционным принципом создания восточного сада является приведение всех его элементов в состояние гармонического равновесия. Камни в таких композициях выражают различные идеи и понятия: свободы и необходимости, порядка и хаоса, движения и покоя. В пространстве восточного сада камни группируются и располагаются согласно принципам, сформулированным в древних руководствах по обустройству садов, написанных японскими и китайскими специалистами. Обсуждение идеи и деталей будущего сада камней доставляет большое удовольствие как заказчику, так и художникам и мастерам нашей студии, среди которых есть и последователи буддизма.

Текст: Петр Николаев

Древние инки – “Инкский” стиль и мода

Немногое сохранилось в наследии древних инков в не разрушенном виде, но и того, что имеется, с избытком хватает, чтобы признать: испанцами уничтожена великая цивилизация, архитектурно-строительным шедевром, которой является сакральный город в горах Мачу-Пикчу. Архитектурная планировка и инженерно-строительные решения этого города сделали бы честь любому крупному архитектору Нового времени, не говоря уже о тех, кто занимался европейским градостроением в 14-15 веках: именно тогда был построен город. За более чем пять столетий его постройки потеряли лишь сделанные из дерева и соломы крыши. Все сложенные из массивного камня храмовые сооружения и жилища готовы принять своих прежних обитателей хоть сейчас.

Среди эзотериков бытует мнение, согласно которому инки с помощью высших цивилизаций покинули Землю. В назначенный же день и час они собираются вернуться. А кое-кто задумается над гигантскими навигационными знаками в перуанской пустыне Наска: не для своих ли потомков оставили их инки, покидая погружающуюся в хаос войн планету? Древние инки были солнцепоклонниками. Именно потому хорошо знали астрономию, владели основами навигации. Их календарь до сих пор поражает ученых своей точностью. Астрономические обсерватории инки строили практически в каждом крупном поселении. В числе основных сакральных символов инков был крест, которому они поклонялись во время богослужений. Символика инков малопонятна европейцам, но она до сих пор представлена в древних индейских культах, которые не исчезли на Южноамериканском континенте с воцарением католицизма. Змея, пума, кондор, лягушка, сова, черепаха, лама – вот символы, которые могут считаться характерными признаками древних инков, и для потомков инков они – не пустой звук.

Древние инки создавали свой материальный мир, в основном, из камня. Хотя, по правде, знали толк и в глинобитных постройках (они также сохранились). Мастерам-каменотесам инков и сегодня не найти равных. Непостижимо, каким инструментом обрабатывались плоскости камней размером до нескольких квадратных метров, после сопряжения которых зазор по всему контуру не позволял вставить между ними древесный лист. Остается загадкой и то, каким образом перемещались камни для сооружения фундаментов и стен, вес которых достигал 20 тонн. Современные специалисты недвусмысленно говорят об использовании древними инками инструментов лазерной резки камня и об их манипуляциях силами гравитации для перемещения тяжестей.

Внешними признаками “инкского” стиля в строительстве является отказ от симметричной укладки камней в стены и от строгой геометрии вертикалей стен. Камни притесывались друг к другу индивидуально, различных размеров, под разными углами, часто – фигурно. При этом стены могли иметь наклон в несколько процентов, в том числе – отрицательный. От разрушения такие стены спасала правильно рассчитанная толщина кладки, позволявшая делать вынос стены в ту или иную сторону. Фактура камня была разная. В храмовых комплексах – гладкая, в жилищах и бытовых постройках – натуральная необработанная. Древние инки знали технологию кладки камня с раствором и даже отделки стен штукатуркой на основе красной глины. Это делалось в жилых помещениях. В сооружении же главных храмов использовались только шлифованные, великолепно подогнанные друг к другу, камни.

В строительстве современного жилья сегодня, как никогда, модны разного рода стилизации. К примеру, кому-то хочется почувствовать себя в собственном доме верховным инком, окружив себя сооружениями в древнем стиле. Вовсе необязательно выписывать для этого из Южной Америки корабль с грузом добытого в Андах камня. Современная технология архитектурного бетона позволит устроить на территории дома уголок Мачу-Пикчу в полном соответствии с исторической стилистикой и с воссозданием известных артефактов.

Текст: Петр Николаев.

Характеристики камня из декоративного бетона

Природный камень – материал тяжелый: в добыче, в транспортировке, в обработке. Далеко не всякий образец породы имеет нужную заказчику фактуру и цвет.

Чтобы найти в природе подходящий камень, требуются связи с регионами, где его добывают. Эти вопросы позволяют обойти современные технологии архитектурного бетона, который также называют искусственным камнем.

Из архитектурного бетона в достаточно сжатые сроки можно создавать полноценные скальные массивы. Фото: viimiracula.ru

Изделия из архбетона могут быть более прочными, морозо- и влагостойкими, чем натуральные породы. При этом искусственный камень на основе бетона легче по весу и технологичнее в исполнении, а визуально и тактильно идентичен природному. Из декоративного бетона можно сделать то, что из природного камня по заказу изготовить невозможно:

  • собрать огромные ландшафтной композиции из валунов
  • декорировать поверхность, расположенные под отрицательным углом
  • вылепить сложные элементы фасадных украшений.

Хотя искусственный камень из архбетона достаточно дорог (цена квадратного метра качественно выполненного декора достигает на сегодняшний день 700 евро), он обходится заказчику дешевле, чем аналогичные элементы из натурального камня. И основная ценность такой работы – в работе художника и скульптора, а не в стоимости самого “холста”.

Свойства архитектурного бетона позволяют создавать любые ландшафтные композиции. Фото: viimiracula.ru

Технические параметры камня

No Наименование показателей изделий Ед. изм. По требованиям
ГОСТ 1760891
По факту
1 Класс (марочность) изделий:
по прочности на сжатие
кг/см2 В22,5-В30 (300-450) В30 min 450
2 Класс по морозостойкости (в солях) F 200 F 350
3 Водопоглощение % 5 4,4
4 Истираемость (ГОСТ 13015.0) г/см3 0,9-0,7 0,2 -0,3
5 Отклонение геометрических параметров: длина, ширина, толщина мм мм + 5 + 5 + 1 + 1
6 Цементно-водное отношение (ц/в) % 45 17
7 Категория лицевой поверхности КПЕ-КП3 КП1
8 Прочность через сутки в процессе естественного твердения МПа 25-30

К полезным свойствам искусственного камня и декоративного бетона относят также:

  • высокую сопротивляемость проникновению хлоридов
  • высокую газонепроницаемость
  • регулируемые показатели деформативности, в том числе компенсация усадки бетона в возрасте 14-28 суток естественного твердения.

Крупная кладка и скальные фрагменты вполне уместны и в интерьерах. Фото: viimiracula.ru

Искусственный камень в виде плитки для придания дополнительной прочности подвергаются вибропрессованию. Но когда тиражирование недопустимо – при создании скульптурных и ландшафтных композиций по индивидуальным проектам – используются другие способы повышения прочности. В состав смеси включают дополнительные ингредиенты, а пластичная масса бетона наносится на каркасные конструкции.

Хотя состав декоративного бетона тайной не является, каждая компания и каждый мастер имеют свои секреты и делиться ими с коллегами не спешат. Поэтому и универсального рецепта состава не существует – он меняется в зависимости от решаемой задачи. Иногда цементно-песчаные смеси и добавки производятся под заказ, поскольку промышленные материалы не отвечают предъявляемым к ним строгим требованиям.

  • Бетонные конструкции вполне экологичны. Они лишены таких недостатков, как природный радиоактивный фон у гранита, не содержат вредных для здоровья фракций, таких, как сера в песчаниках, которая может вступать в реакцию с содержащимися в воде кислотами.
  • Важно заметить, что декоративные элементы из архбетона позволяют успешно решать задачи размещения инженерных систем. Так, в полостях камней прокладываются кабели, провода, трубы и даже воздуховоды.
  • Искусственный камень предоставляет неограниченные возможности для внутреннего декора дома. Из него можно сделать портал камина, настенный барельеф, отделку бассейна и цокольного этажа. Пределов у возможностей архитектора, работающего с декоративным бетоном, просто не существует.

Семь чудес света Древнего мира
(лат. septem miracula mundi)

Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о том, как жили наши предки, о чем думали, к чему стремились? Ну, наверное, на последний вопрос ответить, довольно, просто: судя по тому, что окружает нас сейчас, древние люди приложили не мало усилий, что бы создать настоящую процветающую цивилизацию.

Древние насчитывали в мире семь великих чудес. Семь повсеместно известных произведений ваяния и зодчества, превосходящих все другие своею красотой и размерами. И хотя многие из них уже не существуют, но память о них живет и поныне.

Известно, что первый список, в котором упоминались семь чудес света Древнего мира, начал сформироваться в пятом столетии до нашей эры. Считается, что идея увековечить древние шедевры принадлежит Геродоту. Именно в его трудах обнаружены описания необыкновенных сооружений, не имеющих аналогов. Спустя несколько десятилетий греческие историки взялись за написание книги “Собрание Чудес всего мира”, в котором описывались семь памятников Древнего мира. Он включал в себя: Египетские пирамиды, храм Артемиды Эфесской, статую Колосс Родосский, Висячие сады Семирамиды, Александрийский маяк, Галикарнасский мавзолей и статую Зевса Олимпийского.

Висячие сады вавилонской царицы Семирамиды. На толстых столбах высотой 25 метров была сооружена огромная платформа площадью около 1000 квадратных метров. В специально насыпанном слое земли на платформе росли цветы и небольшие деревья. Сад на столбах был сооружен в IX веке до нашей эры и разрушен парфянами в 126 году до нашей эры.

Храм Артемиды в Эфесе. Огромное сооружение длиной 142 метра и высотой свыше 18 метров. Честолюбец Герострат, желая обессмертить свое имя, сжег его в 356 году до нашей эры.

Статуя Зевса работы Фидия для храма в Олимпии. На золотом троне сидел гигант, в восемь раз превосходивший ростом обычного человека. Переброшенный через плечо золотой плащ прикрывал бедра и ноги бога, открывая грудь из слоновой кости. Говорили, что если бог внезапно встанет с трона, он своим движением разрушит храм. По велению византийского императора эта статуя была перевезена в Константинополь. Там она и сгорела в время сильного пожара.

Надгробный памятник царя Мавсола в Галикарнасе. Был построен в середине IV века до нашей эры. Памятник состоял из двух ярусов. Нижний – большой четырехугольник без окон, где находилась гробница. Верхний – храм-периптер, то есть обнесенный колоннадой. Над храмом высилась пирамида в 24 ступени, увенчанная четырехконной колесницей – квадригой. Высота памятника вместе с пирамидой была свыше 40 метров. Вокруг храма и между колоннами были установлены многочисленные статуи. Почти полторы тысячи лет памятник поражал воображение людей, и лишь землетрясение разрушило его в средние века, но с той поры величественные надгробные сооружения люди называют мавзолеем.

Колосс Родосский. Любую большую статую древние греки называли “колоссом”. В 280 году до нашей эры ваятель Харес отлил из бронзы фигуру бога Солнца – Гелиоса высотой 32 метра. Статуя стояла у входа в Родосскую гавань. В 224 году до нашей эры землетрясение повалило ее. Только в VII веке нашей эры обломки статуи были проданы на переплавку. Для их перевозки понадобилось 900 верблюдов.

Маяк, воздвигнутый при входе в Александрийский порт в конце III века до нашей эры. На стодвадцатиметровом основании высилась восьмигранная мраморная башня. Каждая грань соответствовала направлению господствующего ветра. Купол башни венчало бронзовое изваяние царя морей – Посейдона. Внутри башни была система зеркал, и, когда в куполе зажигали огонь, они усиливали его свет. Сигнал маяка виден был за шестьдесят километров. Изображение маяка можно встретить на древних монетах, арабский путешественник XIII века даже оставил его описание. Но в XIV столетии сильное землетрясение разрушило и это уникальное сооружение.

Еще по теме:

Назад

Наверх