Студия Семь чудес света. Изделия из бетона и камня

Студия семь чудес света

Скульптурные работы из бетона и камня

Глоссарий архитектурных терминов

А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я

Обелиск

каменный столб, обычно суживающийся кверху, с пирамидальным завершением.

Ордер

принцип архитектурной композиции со строгим соотношением определенных элементов и пропорций. (Основные классические виды: дорический, ионический, коринфский, тосканский.) Основу ордера составляют колонна, антаблемент, стереобат или цоколь и фронтон.

Строительство зоопарков мирового уровня

Известно, что зоопарки создаются для сохранения животных, их демонстрации и для изучения их физиологии и поведения. Зверинцы и вольеры для птиц известны с глубокой древности, их изображения и остатки самих сооружений дошли до нас благодаря исследованиям историков-археологов. Первые известные нам зверинцы существовали еще в Древнем Египте, Риме, Китае. К эпохе позднего Средневековья многие правители имели собственные зверинцы. На базе некоторых из них впоследствии сформировалась основа зоо-выставок – то есть публичной демонстрации зверей, ставших прообразом современных зоопарков. Стоит заметить, что собственный зверинец в старые времена был своеобразной метафорой силы правителя. Показывая изъятых из естественной среды и подчиненных, подневольных животных, правитель демонстрировал его собственное могущество.

В наше время могущество человека – в его знаниях и умениях, в способности помочь природе Земли, в частности фауне, сохраниться и сосуществовать с человеком. Так что современный зоопарк – это тоже демонстрация силы – только, в отличие от древних времен, вектор этой силы направлен на созидание, гуманность, использование знаний во благо природы, а, следовательно, и человека.

Сегодня зоологические парки есть в большинстве стран мира. Современная тенденция строительства зоопарков – это, прежде всего, сохранение видов животных, которым грозит опасность исчезновения. Представители этих видов размножаются в запасниках, после чего некоторые из них повторно вводятся в естественный ареал обитания. Выставлять на показ птиц и млекопитающих предпочтительнее в вольерах, имитирующих естественную для них среду обитания.

Моделирование и строительство таких вольеров производится на основе результатов комплексных научных исследований в области географии, биологии, этологии и физиологии каждого биологического вида. Пространственные параметры укрытий, гарантирующие комфорт и безопасность, как животным, так и зрителям, зона ветров, состав флоры, материалы, из которых моделируется рельеф – все это важные составные части задачи создания вольеров, ни одной из которых нельзя пренебречь. Унылые клетки с металлическими прутьями, бывшие для животных практически местом заточения, а для зрителей источником сожалений о судьбе четвероногих узников, стремительно уходят в прошлое.

Этот тезис прекрасно иллюстрирует список десятки лучших парков для животных всего мира, где лидирующие места заняли зоопарки, в которых и звери, и люди находятся в зоне комфорта. Животные могут вести образ жизни максимально приближенный к естественному, а посетители ощущать радость от единения с природой, от созерцания красивого сильного зверя или редкой птицы на фоне естественного для него ландшафта.

Десятку лучших возглавляет Сингапурский зоологический сад, один из самых больших и красивых открытых парков (без решеток и клеток). Территория зоопарка представляет собой окультуренный тропический лес, поросший деревьями и лианами. Посетители зоопарка могут прогуливаться между открытыми вольерами, которые напоминают естественные ущелья и гроты, могут поплавать на лодке, покататься на минипоезде.

Второе место занял зоопарк, находящийся на другой стороне света – самый северный в мире в городе Рануа в Финлядии. Он расположен в непосредственной близости от Полярного круга, в 80-ти км от столицы Лапландии Рованиеми. 60 видов северных зверей, обитающих здесь, живут практически в естественных условиях. Зимой к услугам посетителей катания на оленьих и собачьих упряжках, снегоходах, лыжная трасса; летом – автотрек и конно-спортивный комплекс. Ветеринарная лечебница, находящаяся на территории, обслуживает домашних животных со всей Финляндии. Сюда же привозят диких животных, по разным причинам получивших травмы. После лечения и восстановления они, в зависимости от состояния, либо возвращают в естественную среду, либо остаются жить в зверинце, где есть возможность наблюдения за ними и в случае необходимости оказания своевременной помощи.

Помимо двух названных, в десятку лучших вошли зоопарки Лондона, Парижа, Праги, Иерусалима, Берлина, Майями, Австралии. Все они разные, конкретные решения зависят от климата, особенностей территории, состава фауны и многих других факторов. Но всех их объединяют положенный в основу приоритет комфорта, естественных условий жизни для зверей и возможность познавательной, насыщенной радостью встречи с природой для человека.

Рококо в архитектуре

Рококо, как переходный стиль, не обладает столь ясными отличиями как барокко или классицизм. Он появился на излете барокко как его более изощренная вариация.

Изысканная декоративность рококо отразилась в дворцовых ансамблях Франции, Германии, России XVIII века. (В России, кроме Ораниенбаума архитектор А. Ринальди, роккоко не нашел яркого воплощения). Дворцы, храмы рококо несут на себе отпечаток барокко, но без холодной торжественности и пафоса. После барочного “золото на голубом”, необычайно популярны стали пастельные тона: серо-голубой, жемчужный, розовый, придающие интерьеру интимность и покой.

Главный декоративный элемент рококо – рокайль (фр. rocaille – декоративная раковина, осколки камней, ракушка) – орнамент, украшение в виде соединения природных камней с раковинами и листьями растений. Плавные изогнутые стебли, прихотливые линии орнамента вписывались во все детали интерьера, образуя единый декоративный фон. Рокайль употреблялась в оформлении интерьеровсадовых беседок и ротонд, для облицовки террас, отделки ворот и фонтанов.

Получило популярность стилевое направление рококо Шинуазри (фр. chinois – китайский) как результат всеобщего увлечения китайским и, вообще, восточным искусством. Стиль Шинуазри имел множество различных проявлений от убранства интерьеров в “китайском” стиле до строения всего сада.

Ландшафт стиля рококо.

После долгого господства парадного барокко в высшем обществе появился вкус к уюту, интимности, ко всему естественному. Возникла мода на “деревенские” павильоны, “сельские галантные” праздники. Призыв Ж.-Ж. Руссо “Назад, к природе!” определил атмосферу эпохи. Философы, ученые, художники искали вдохновения в путешествиях, в открытии невиданных земель.

Ландшафтное искусство немедленно отразило эти новые настроения. Язык паркового пейзажа становится более интимным: вместо величественных террас с балюстрадами с лестницами, вместо пышных фонтанов – спокойный рельеф, долины и ручьи, искусственные пещеры, скалы, пруды, свободно растущие деревья. Мастерство архитектора выражалось в умении усилить (сохранить) впечатление естественности ландшафта, творческие его переработав.

Китайские сады дали в этом смысле прекрасный пример для подражания. В Европе стали невероятно популярны “китайские”, павильоны и мостики. В период Рококо произошла первая попытка восприятия восточного искусства Европой. Но оценивалось оно только со стороны декоративных качеств, до понимания их глубокой духовной сути было еще далеко.

Если барочные сады предназначались в основном для любования с определенных точек, то сады рококо создавались специально для прогулок. Таким прогулкам соответствовал своеобразный садовый этикет, создававший легкую галантную атмосферу. Неслучайно именно женский образ определяет все искусство XVIII века (Сан-Суси – исключение). Женщина XVIII века – хрупкое, грациозное, кокетливое создание. Пастушка, придворная дама, римская богиня, – она изображается всегда с игриво-кокетливой улыбкой на лице.

Иллюзорность – еще одна черта садов рококо. Развлечениям служила композиция парка, криволинейные дорожки, сложные лабиринты, обсаженные плотной живой изгородью, “обманные” картины в конце аллей и другие оптические иллюзии.

Назад

Наверх