Студия семь чудес света

Скульптурные работы из бетона и камня

Глоссарий архитектурных терминов

А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я

Наличник

обрамление дверного или оконного проема.

Наос

главное помещение античного храма, где находилась статуя божества.

Нартекс

помещение перед входом в раннехристианский или средневековый храм, где оставались люди, не имевшие права присутствовать на богослужении.

Нервюра

ребро готического свода. В поперечном разрезе имела фигурную форму.

Неф

одна из частей базилики, отделенная от других столбами или колоннами.

Японский сад камней – Камни и вода в японском саду

” Куда стремится благородный человек.
Наслаждаться пейзажем? В холмы и сады –
вот места, где воспитываешь нравственную
чистоту. К источникам и камням – где радуешься
свободе и наслаждаешься. К рыбакам и дровосекам –
где испытываешь покой уединения…”

Го Си “О великой сути лесов и потоков”

 

Китайское слово “пейзаж” состоит из двух иероглифов: шань – гора и шуй – вода. Гора олицетворяла принцип ян – светлый, твердый, сильный, устремленный; а вода – принцип инь – темный, глубокий, мягкий, пассивный. То есть пейзаж воплощает основные понятия древней философии. Эта философия глубоко укоренена в японском сознании и вместе с принципами буддизма, даосизма и синто образует контекст культуры.

В японском наставлении по устройству садов Вы не найдете строго фиксированных правил, скорее множество вариаций. Создание сада в японском стиле требует большого умения, опыта, знаний и сильного воображения. Какой сад Вы не выберете – холмистый (цукияма), равнинный (хиранива), с водоемом (сэнсуй), сад, покрытый мхом (кокэнива), – прежде чем планировать сад на земле, Вы должны сложить его в “голове”.

Костяк сада образуют камни. К камням нужно относиться как к живым созданиям природы. Нужно почувствовать язык, на котором говорит каждый камень, понять его пластические возможности. Не бывает “просто” камней, в японском языке каждый камень имеет свое название, в зависимости от происхождения, породы и места, которое он будет занимать в саду.

Не ищите идеальных пропорций, но постигайте внутреннюю реальность. Тогда камни, словно жемчужины, будут связаны воедино невидимой нитью. Не увлекайтесь реалистическими деталями, но почувствуйте ритм, движение жизни в саду. Сад должен жить по законам “четырех сезонов”, соответствовать настроению времени года.

Одна из важнейших особенностей японского сада – “открытость”, незаконченность сада, который может быть продлен. Часто подчеркивается принцип асимметрии, “неправильности”. Но это лишь внешние, визуальные признаки.

Проектирование японского сада опирается не на изобразительные ухищрения, не на пространственные структуры, а на динамическое соединение того и другого. Достижению гармонии служат также интервалы между элементами ландшафта и форма промежутков между ними. Количество элементов должно быть легко доступно для восприятия. Японцы выбирают наименьшее из возможного числа элементов, обычно 3-5-7. Они говорят многое немногими средствами. В древности числа 3-5-7 обладали сакральным смыслом, кроме того, они объективно создают чувство баланса, гармонии.

Фактура и метод укладки камней изменялись в зависимости от господствующего в данное время стиля. В период Момояма (конец XVI – начало XVII века) был популярен сюжет китайской живописи династии Сун – две скалы, водопад между ними, каменный мостик.

Согласно Буддизму, в центре мира стоит гора Сумеру, вокруг нее еще девять вершин и восемь морей. Этот сюжет воспроизводился при создании каменных садов. Часто встречающаяся композиция из трех камней символизирует буддийскую триаду. Один камень большой, два поменьше, каждый имеет свое название.

Гора Хорай в Даосизме является местом пребывания достигших бессмертия даосов. В японском саду гору Хорай символизирует остров в пруду. Небольшая пещера в саду сложенная из камней, символизирует обитель горных духов. Несколько плоских камней в пруду, выстроенные в линию, изображают по японской традиции рыбацкие шхуны. Очень популярны камни – острова, именуемые “журавль” и “черепаха”, означающие долголетие.

Композиция из двух камней, уложенных в северо-восточном направлении, причем один камень лежит в тени другого – аллегория отношений мужчины и женщины. Камни в водопаде изображают карпов, борющихся с течением. Водопад это место обитания дракона, который считается добрым духом и покровителем. Это только малая часть символов, которыми пользуется мастер при создании сада.

Как мы уже сказали, камни и вода должны находиться в гармоническом взаимодействии. Вода может быть как реальная, так и воображаемая, тогда ее символизирует белый песок или гравий с нарисованными “волнами”. В чайных садах существует традиция увлажнения поверхности дорожек перед церемонией. Чайный сад так и называется – родзи – “земля, покрытая росой”. В чайном саду также обязательно стоит каменная чаша для ритуального омовения. Если камни – костяк сада, то вода – его плоть, подвижная, переменчивая, неуловимая.

“Вода – самое мягкое и самое слабое существо в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима, и на свете нет ей равного”.

(Дао дэ дзин п. 78)

Текст: M.V.

Индийский стиль
Архитектура Индии

Индия для европейского человека была, да и сейчас остается, средоточием духовных и материальных чудес, предметом мечтаний и областью мифов. Культура Индии – результат взаимодействия древних религий, сложный сплав тысячелетних традиций народов и народностей, которых в Индии насчитывается более двухсот.

Архитектура Индии являет такое разнообразие стилей, какое вряд ли возможно еще найти в истории человечества. Не претендуя на полное их описание, некоторых примечательных особенностей хотелось бы коснуться.

Цивилизация долины Инда (XXIII-XX вв. до н. э.) создала высочайшую культуру городского строительства, не уступающую уровню древней Месопотамии и Египта. Открытие археологами в начале XX века древнего государства Харрапа (Пенджаб, Пакистан) продолжается по сей день, являя на свет образцы строительства кирпичных дорог, дренажных систем, колодцев, домов с ванными и канализацией.

В глубину 2-го тысячелетия до н. э. уходит история возникновения первых индуистских храмов Индии, первоначально возводимых из кирпича и бревен. Строительство регламентировалось ритуальными индуистскими текстами. В небольшом алтаре помещалась святыня (гарбха граха), над ней возводилась башня (шикхара). К алтарю примыкал зал собраний, затем анти-зала и вход с портиком.

В 1-м тысячелетии н. э. уже существовали два типа храмов: больше свойственная южным районам Дравидийская архитектура, с высокими башнями пирамидальной формы, с колоннами со сложной резьбой, изображающей богов, царей, воинов, танцовщиц; и храмы северной Индии стиля Нагара, имевшие башни в форме улья. Стиль Висара представляет комбинацию элементов Дравидийского и Нагара стилей. На самом деле, их очень сложно разделить.

Развитие Буддийской философии и религии поддерживалось художественными образами в архитектуре, скульптуре, резьбе по камню и т. д. Буддийская архитектура имеет несколько типов объектов: ступа (хранилище святыни, предмет поклонения), монастырь и храм. (Кстати, дальневосточная пагода – результат эволюции индийской ступы.) План буддийского храма прямо скопирован с индуистского храма. Храмы раннего буддизма были из бревен и не сохранились. Но влияние традиций деревянного строительства заметно на некоторых ранних образцах каменной резьбы, например, на воротах (ториях) ступы в Санчи.

Буддийский царь Ашока из династии Маурьев (III век до н. э.) почитается Великим не только за его завоевания, но и культурные достижения. Свидетельством его царствования и трудов во имя распространения Буддийской веры по всей Азии стали буддийские реликвии, ступы, монастыри, колонны с капителью в виде лотоса, увенчанные фигурами животных – коров, слонов, львов. В контексте индийской мифологии, колонна – основа мира, вселенной. Колонны Ашоки символизировали мощь царской власти и одновременно несли на себе символы буддизма. В течение многих веков Буддизм мирно сосуществовал с Ведической религией, но все-таки к X веку н. э. почти исчез на территории Индии.

Резная каменная архитектура Индии – то есть создание архитектурного объекта путем вырезания целиком из природной скалы-монолита, – являет высочайшее мастерство исполнения и широкое разнообразие художественных приемов. Искусство резной архитектуры родилось благодаря географическим и геологическим особенностям страны. Хотя к V веку н. э. уже строились отдельно стоящие храмы, параллельно создавались храмы-монолиты. Вершина такого искусства – храм Кайласанатха в Эллоре. Храм, посвященный Шиве, выгладит как многоэтажный комплекс, размеры которого сопоставимы с Парфеноном. Скульптуры, залы и колонны храма вырубались в толще скалы в течение ста лет.

Естественные пещеры всегда считались в Индии священными. На рукотворные пещеры переносилось то же сакральное значение. Отсюда идет традиция пещерных храмов и монастырей Индии. Причем, часто в одном комплексе сосуществуют памятники разных религий – Индуизма, Буддизма, и Джайнизма. Интересно, что на каменных деталях, вырезанных в пещерных монастырях, часто имитируется структура дерева. Видимо, прежние украшения были из бревен.

С началом исламского влияния на Индию архитектурные традиции претерпели ряд трансформаций. Сплавление элементов исламской персидской, тюркской, индийской архитектур родило пышный стиль Великих Моголов. Архитектурные сокровища этой эпохи обогатили список всемирного наследия: Тадж-Махал, Кутб-Минар, Фатехпур-Сикри, Красный Форт и др.

Этот стиль отозвался в одном из ретроспективных направлений архитектуры конца XVIII века – второй половины XIX века, так называемой Индо-Готике или Hindoo, популярной в Британии и колониях. Переняв характерные детали индо-мусульманской архитектуры – купола, карнизы, арочные окна, башенки и павильоны, европейские архитекторы продемонстрировали способность к тонкому восприятию чужих традиций и, может быть, положили начало мультикультурализму.

Текст: M.V.

Русский стиль в архитектуре

Русский стиль – направление в русской архитектуре XIX века, основанное на использовании форм Византийского искусства и традиций древнерусского зодчества и народного искусства.

Появление христианства на Руси в X веке укрепило связи с Византийской империей и оказало большое влияние на древнерусское искусство. Первые русские храмы строили по византийским канонам. Все постройки на Руси строились поначалу из дерева и обладали самобытностью. Только позднее, в XVI веке, стали использовать камень, но каменные дома были схожи по форме и конструкции с деревянными.

Несмотря на строгие традиции внутреннего убранства, фасад русского терема не имел чёткой организации, зато снаружи дома богато украшали. Архитектурные детали поражали пестротой: позолота и инкрустация, использование национальных орнаментов в карнизах, колоннах и фризах. Кровли и купола крыли золотом, серебром или красили яркими красками. В этот период русские зодчие овладели приёмами мастерства, которые давали возможность возводить сложные постройки высокого художественного уровня.

В последней четверти XIX века на волне архитектурного историзма в Европе русские архитекторы в поисках нового стиля обратились к традициям. Пробудился интерес к отечественному прошлому. Русскому стилю современники придавали исключительное значение, видели в нём воплощение русской национальной идеи. Архитекторы стали подражать византийским церквам и боярским хоромам.

Аналогичным образом во многих странах появилось стремление возвратиться к канонам. Например, подчеркнутая симметричность и монументальность характерная для классических форм была воссоздана в Северной Америке, образовав новый стиль – боз-арт. В Англии в это же время был популярен псевдотюдоровский стиль. Он явился порождением индустриализации, вобрав в себя характерные элементы готического и романского стиля с примесью древних мотивов.

Затем творческие поиски архитекторов привели их к сближению официального и фольклорного направлений. Фасады начали украшать традиционной резьбой по камню, декором из мозаики. В поисках большего разнообразия декоративных элементов зодчие часто обращались к народному творчеству. Повторение декоративных элементов, ритмичность узора – во всём видна связь с мотивами народных вышивок, тканевого узора.

Оригинальность такого переведения вышитых орнаментов в совершенно другой материал – камень, и органичность его применения в новом качестве, заложили основу для дальнейших экспериментов с архитектурными формами. Многие приверженцы этого стиля считали, что именно в XVII веке древнерусское зодчество достигло полного расцвета, а петровские преобразования прервали этот процесс. С приходом XX века русский стиль получил развитие в новом современном стиле – модерне.

Еще по теме:

Назад

Наверх