Студия Семь чудес света. Изделия из бетона и камня

Студия семь чудес света

Скульптурные работы из бетона и камня

Глоссарий архитектурных терминов

А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я

Каннелюры

вертикальные желобки на стволе колонны или пилястры.

Канон

в изобразительном искусстве свод твердо установленных правил, определяющих нормы композиции и колорита, систему пропорций, изображения определенных персонажей и сюжетных сцен.

Капелла

католическая часовня, придел в храме, домовая церковь.

Капитель

верхняя часть колонны, пилястры, на которую опирается горизонтальное покрытие. В Древнем Египте – капители в форме цветка, бутона лотоса, в виде головы богини Гатор. В Древней Греции – дорическая капитель, ионическая, коринфская. Романская капитель.

Кариатида

вертикальная опора в виде женской фигуры.

Карниз

выступающая часть перекрытия, верхняя часть антаблемента.

Картуш

украшение в виде щита или свитка, не до конца развернутого, с изображением герба, монограммы, эмблемы.

Каскад

специальное водное сооружение, создаваемое для естественного или искусственного водотока, ниспадающего с последовательного ряда террас или ступеней. Часто оформляется балюстрадами, скульптурой, фонтанами и т.д.

Квадр

отесанный каменный прямоугольник.

Квадрига

античная колесница, запряженная четверкой лошадей.

Классицизм

стиль в архитектуре и изобразительном искусстве, обращавшийся к античному искусству, как к идеальному образцу. Отличается строгостью и лаконичностью форм. Парковые постройки тяготеют к постепенному отказу от регулярности и переходу к пейзажному стилю планировки.

Кокошник

декоративное завершение русских церквей и колоколен в виде нескольких рядов уменьшающихся глухих арочек, закомар.

Колонна

обработанный круглый в сечении столб, частями которого являются: ствол, капитель, база (в дорическом ордере отсутствует).

Колоннада

ряд колонн, поддерживающих перекрытие.

Консоль

жестко закрепленная одним концом балка, поддерживающая обычно балкон, карниз или колонны; снизу обычно декорирована волютами.

Контрфорс

вертикальный и суживающийся кверху выступ стены, принимающий на себя ее распор и усиливающий ее устойчивость.

Конха

перекрытие в форме полукупола.

Краббы

в готической архитектуре вырезанные из камня стилизованные цветы и листья, украшавшие боковые стороны щипцов и вимпергов.

Крестоцвет

стилизованный цветок из камня, завершающий в готической архитектуре башни, щипцы, вимперги.

Крипта

сводчатые подземные помещения храма, где находились почетные места погребений.

Кронштейн

консоль без декоративных украшений.

Купол

покрытие здания частью сферы, эллипса, многогранника, зонтика и т. п.

Курватура

изгиб горизонтальной или вертикальной линии, изменение расстояний между колоннами. Нарочитый прием, применяемый в архитектуре для компенсации оптических искажений.

Курдонер

парадный двор замка или дворца, огороженный с трех сторон строениями.

Архитектура древней Греции
Греческий стиль

Архитектура древней Греции менее величественная, чем египетская, но при этом конструктивные элементы и строения в целом более сложные. Плоское перекрытие крыши египетского храма заменено двухскатной крышей с четырьмя угольными фронтонами частей здания. Вместо мощных и грозных пилотов у входа в египетский храм – легкий, воздушный, пронизанный светом портик – великое изобретение греков, живущее и по сей день. Греческие архитекторы создали твердый и логичный порядок расположения и соразмерности отдельных частей здания – орден.

Порядок рождает ритм. Ритм определяет красоту. Это как в музыке, когда равномерное чередование ударений, пауз, повышений звука рождает особую мелодию, приносящую радость и наслаждение. Так и в архитектуре.

Говоря о греческом стиле в архитектуре, сравнивая его с более древней – египетской архитектурой можно увидеть не только конструктивные особенности, но и отличия в эстетике. Греческий храм ближе к человеку, открыт для доступа, каждый может обратиться к богу, доверить ему свои сокровенные тайны. Архитекторы древней Греции логически встраивали свои сооружения в окружающую природу, чтобы храмы напоминали произведение природной формы. Как будто сами боги сотворили для себя это жилище. Египтяне складывали свои храмы из огромных блоков, камни подгонялись друг к другу практически идеально, и общая конструкция подавляла зрителя своим могуществом. Храмы Египта были подчеркнуто вытянутые, обозначая недоступность пути к богу, его величие и отстранённость.

Известно три греческих основных элемента конструкции здания: основание; колонна, стоящая на этом основании; и антаблемент – элемент, завершающий здание и находящийся на вершине колонны. Основой всего этого была колонна. Она исполняла роль несущего элемента, на которой давит вся тяжесть перекрытия, также и декоративную роль. Весь ордер называли именем колонны, которая использовалась: дорический, ионический или коринфский. Есть предание, один римский архитектор по имени Витрувий, современник Цезаря, дал вольную интерпретацию названий ордеров. Он разглядел подобие дорического ордена с мужской фигурой. Ионический сравнил с женской формой, а коринфский считал подобным девичьей стати.

Самая мощная дорическая колонна стоит прямо на платформе лишенная прокладок-подушек, со стороны выглядит как мужеподобная фигура без излишних декоративных элементов. Эта мощь подпирает собой большую тяжесть. Вся колонна вдоль изрезана вертикальными желобами – каннелюрами – единственное украшение колонны. Верхнюю часть делали уже, чем нижнюю. Вверху колоны находилась конструкция в виде подушки называемой эхин, а уж на ней лежала квадратная плита – абака, на которой покоилось перекрытие. Ионическая колонна родилась на востоке на греческом побережье средиземного моря. Общий вид колонны был более стройный, каннелюры на ней вырезаны глубже, появилось круглое основание – база. Верхний элемент – эхин украшался спиральными завитками.

О происхождении коринфской колонны рассказывает легенда. В городе Коринфе незадолго до свадьбы умерла прекрасная девушка. После похорон на ее могилу кормилица принесла закрытую корзину со всеми драгоценностями. Принесла и оставила. Прошли осень и зима. Весной на кладбище-некрополь забрел скульптор Каллимах. Случайно он увидел, как на могиле девушки ростки аканта проросли сквозь корзину. Не сумев поднять тяжелую крышку, они стали изгибаться и завиваться в стороны. Корзина с листьями так потрясла воображение скульптура, что он решил её в камне и использовать, как капитель колоны.

При возведении своих зданий греческие архитекторы учитывали не только законы физики, но и особенности человеческого зрения. Если внимательно рассмотреть конструкцию Парфенона, то можно заметить что все колонны имеют уклон чуть к центру. Кроме того, оказалось, что середина ступеней стереобата, карниз и колонны чуть шире, чем на краях. Абсолютно прямые линии человеческий глаз воспринимает не естественно. Создается обманчивое впечатление, что все элементы, как будто, вытянуты в центре. Но греки знали еще один секрет. Путем длительных наблюдений они пришли к тому, что любой удаленный предмет кажется чуть тоньше, чем он есть на самом деле. Поэтому когда строили ряд колонн, то угловые части ставили чуть ближе друг к другу и делали их толще остальных. Для того, что бы компенсировать зрительное впечатление.

Все элементы архитектуры древней Греции гармонично взаимосвязаны между собой, их размеры и пропорции исходят не из метрической системы, ориентируясь исключительно на внутреннее впечатление о красоте, которое звучит в унисон с музыкой созданной богом.

Назад

Наверх