Студия Семь чудес света. Изделия из бетона и камня

Студия семь чудес света

Скульптурные работы из бетона и камня

Органическая архитектура | Современный стиль архитектуры

Архитектура всегда была в определённой степени органической, так как создавалась по физическим и эстетическим законам природы. С другой стороны, она была искусственной, следуя незыблемым принципам геометрических посторонний системы координат, созданной Евклидом.

Отдаляясь от построения простых геометрических сооружений и создания форм с прямыми углами на фоне гладких стен традиционной отделки, архитекторы органической архитектуры утверждают необходимость принять за основу построения объектов приятных для созерцания, применение гибких эргономичных форм и соединения этих форм в живой единый комплекс с окружающей природой.

Органическая архитектура (лат. organic architecture) решает задачу создания архитектурных форм и сооружений используя свойства природных материалов и гармоничное размещение объектов относительно окружающего пространства и естественного пейзажа. Процесс формирование объекта происходит под воздействием его специфического содержания с учетом особенностей и уникальности естественного окружения. Заимствование природных форм и использование их при разработке конструктивных элементов помогает достигнуть архитектурной выразительности. Таким образом, “органический” характер архитектуры используется для обозначения трех её аспектов – экологически безопасные материалы, натуральные ландшафты и биологические формы.

Любые проявления бионики в архитектуре не являются самоцелью. Каждый элемент органической архитектуры следует воспринимать как часть единого организма, который рождается и развивается в соответствии с выполняемыми функциями и собственным внутренним содержанием, но также и в гармонии с естественной средой там, где он создается. Подобно тому как растут растения и другие живые организмы в природе. Жилище человека должно вписываться в окружающий ландшафт и составлять с ним единое целое. Привнесённый архитектурный объект не должен вступать в противоречие с окружающей природой и разрушать существующую систему. Идея взаимосвязи со средой для архитектурных объектов является рациональной и разумной, вполне отвечает современной тенденции построения экосистем.

Архитектор в процессе создания органической архитектуры старается достичь естественности. Например, бетонное сооружение может вписываться в ландшафт как скала в лесу, наподобие естественных геологических образований. Фрагменты фасада и интерьера соединяться с окружающими формами живой и неживой природы. Железобетонные конструкции выполняются в виде каменных глыб; в свою очередь, выход породы на поверхность земли встраивается в цоколь здания и монолитные опоры ограждения. Современные материалы в сочетании с творческим подходом позволяют создавать подобные объекты. Большие художники обогащают своим творчеством возникшие тенденции в архитектуре, воплощая эти философские идеи о живых объектах в реальных сооружениях.

Глоссарий архитектурных терминов

А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я

Эклектизм

механическое соединение различных стилей, разнородных художественных элементов.

Элементы ландшафта

к ним относятся различные формы географических объектов, такие как горные хребты, овраги и балки, холмы, лесные массивы, реки и озера.

Эмпоры

в средневековом храме галереи над сводами боковых нефов или над входом.

 

Библиотека студии “Семь чудес света” – Изделия из камня – Культ камней

Культ камней существует у каждого народа. С каждым видом камня, а то и с отдельными его образцами связаны поверья и легенды. Камни одушевляются, наделяются магической силой. Люди верят, что одни камни могут защищать и исцелять, другие – делать людей беззащитными и даже лишать их жизни. Владение камнями делает одних могущественными и счастливыми, других – бессильными и несчастными. Эта вера распространяется не только на драгоценные минералы, но и на геологические породы и на разновидности камней, не имеющих большой коммерческой ценности. Традиционно камни в доме и вокруг него отражают желания людей сделать жилое пространство частью макрокосма, заручиться поддержкой управляющих миром сил. Одновременно они украшают среду обитания человека.

Имя Пётр по-гречески означает камень. Петербург – и город Петра, и город из камня. В названии города объединяются несколько значений, каждое из которых рождает множество ассоциаций. Такова особенность камней – побуждать людей постигать множество значений, вытекающих из их названий и свойств. Государь Пётр Алексеевич черпал градостроительные и дизайнерские идеи из европейской культуры, где с античных времен камню отведено почетное место. В старой и новой Европе камень был не только строительным материалом. Он также являлся мерой вещей, эталоном, валютой. Отдельные камни и сооружения из них становились сакральными символами, с которыми связывались представления людей о добре и зле, о знании, о таланте художника.

Вера в магическую силу камней сохранялась у населяющих Россию народов с незапамятных времен. В связанных с камнями историях звучат языческие отголоски. В то же время, представления русских народов о камнях восходят к восточной традиции, пришедшей с проникновением в нашу страну буддизма из Японии, Китая, Монголии и Тибета, а также ислама с его культом священных камней. Каждая эпоха общественного, религиозного и художественного развития привносила новое в отношения людей к природному и обработанному камню. Особенностью восприятия камня в России как объекта философско-религиозной мысли и эстетики является синтез европейской и восточной традиций.

Начало нового тысячелетия обернулось в России всплеском интереса к камням природной формы. Их место в жизни людей стало на порядок более значимым в сравнении с тем, что было в годы доминирования социалистической культуры. К архитекторам и дизайнерам, работающим в области частной архитектуры, вернулось былое уважение к натуральному камню как материалу, олицетворяющему красоту, гармонию и вечность. С другой стороны, у них и у заказчиков возникла потребность в искусственных камнях природной формы для создания ландшафтных композиций, оформления интерьеров и экстерьеров зданий. Для этих целей в мире с 60-х гг. прошлого столетия стал успешно применяться архитектурный бетон, именуемый также искусственным камнем. Новые технологии совершили переворот в области применения камня как строительного и художественного материала. Стало возможным то, что прежде казалось нереальным: ставить под отрицательным углом массивные каменные глыбы; облицовывать диким камнем декоративные водоемы и отделывать бассейны; повторять текстуру и фактуру любой породы; многократно повышать прочностные характеристики материала и т.п.

Вернулся камень и в частный сад. Сегодня модно устраивать классические японские сады, увлекаться китайской эстетикой дома и сада фэн-шуй, где камню отведено столь же почетное место, или даже обустраивать садовый ландшафт в традициях ислама, где дикий камень обычно подвергается художественной обработке. Сохраняется устойчивый интерес к садово-парковому искусству европейского классицизма с его каменными гротами, рокариями и другими импровизациями из камня на темы природы. Возрождаются и традиции старорусских садов, где камни и сооружения из них всегда были частью ландшафтных композиций. В искусстве дизайна, как и в искусстве в целом, принято говорить о синтетическом художественном принципе. Именно он ложится в основу многих современных ландшафтных и интерьерных композиций, проектируемых с использованием природных и искусственных камней. Элементы Востока в них органично сочетаются с оформительскими приемами Запада, как это уже было в искусстве модерна. Таковы требования и моды, и времени.

Текст: П. Николаев

Сервис и уход за архитектурным бетоном

Хорошо сделанное изделие из архитектурного бетона не требует особого ухода. В помещении его обслуживание сводится к удалению пыли пылесосом с пластиковой насадкой или щёткой.

Искусственный камень можно мыть водой с мылом, но без химически активных и абразивных веществ: чистящих порошков или средств для мытья посуды. Камень вне помещений можно чистить промышленным пылесосом или с помощью оборудования для мойки машин – простой водой под напором без применения химически активных добавок.

Из архбетона можно создавать камни сложной формы, которые особенно ценятся в китайских садах. Фото: viimiracula.ru

Ремонт архитектурного бетона

Атмосферные осадки – дождь, снег, град – не могут повредить камню. Зимой, если есть необходимость, свежий снег с поверхности искусственного камня убирают щёткой или сдувают воздухом. Причинить ущерб поверхности архитектурного бетона можно только металлическим инструментом при сильной механической нагрузке (лопатой или ломиком, например). Поэтому ледяные наросты и сосульки лучше не удалять вовсе или делать это без лишнего энтузиазма.

Гарантийные обязательства по отношению к отделке искусственным камнем наша студия несет в течение 2-х лет со дня сдачи объекта. В это время в случае небольшого механического повреждения наши мастера бесплатно выполнят ремонт искусственного камня и восстановлят поверхность с подбором цвета и фактуры. По истечения первого гарантийного срока ещё 10 лет гарантии мы даем на сооружения из архбетона с устранением возникших дефектов, но при этом клиент оплачивает необходимые для ремонта материалы.

Ландшафтные композиции Студии Семь чудес света будут десятилетия сохраняться в неизменном виде. Фото: viimiracula.ru

Сервис инженерных систем и ремонт гидросооружений

Инженерные системы и гидросооружения, например, искусственный водопад, требуют более пристального внимания. Чтобы водопад нормально работал и не представлял опасности, он должен быть правильно собран и подключен к электросети, иметь заземление. Кроме того, его надо грамотно эксплуатировать и обслуживать. То есть:

  • водопад должен работать только при положительной температуре воздуха
  • включать искусственный водопад без воды в резервуаре нельзя
  • подключают к электросети, настраивают и ремонтируют оборудование только специально обученные люди.

В процессе эксплуатации вода из резервуаров испаряется и периодически её нужно добавлять – так, чтобы насосы были полностью “утоплены”. Кроме того, время от времени любой искусственный водоём нужно чистить: слить воду из резервуаров, убрать мусор, промыть поверхность декоративного бетона водой под напором. Очищать водоём нужно и перед консервацией на зиму.

Студия Семь чудес света гарантирует нормальную работу искусственного водопада в течение всего гарантийного срока при условии соблюдения правил эксплуатации. Этот срок для инженерных систем и оборудования устанавливает производитель, обычно он составляет 2 года. В течение этого времени все неисправности устраняются бесплатно нашими специалистами. Обслуживание и ремонт водопада проводится на месте его установки. Если нужен сложный ремонт, связанный с полной разборкой водопада, его доставка в мастерскую и возврат владельцу производятся силами наших специалистов.

Искусственный водоём нуждается в консервации на зиму. Фото: viimiracula.ru

Новая роль декоративного бетона

Возможности применения декоративного бетона, производство которого поставили на поток ещё в XVIII веке, становятся всё более разнообразными. Например, архитекторы и дизайнеры используют его пластические свойства для создания объемных художественных изделий и дикого камня.

Декоративный бетон одинаково хорош как для ландшафтных работ, так и для отделки здания снаружи и внутри. Многим домовладельцам нравится устраивать на своих участках рокарии.

Искусственный камень при долгом контакте с водой не меняет свой цвет и не разрушается. Фото: viimiracula.ru

Для устройства рокария средних и больших размеров требуется с десяток кубометров каменных глыб, форма которых далеко не всегда соответствует замыслу архитектора или ландшафтного дизайнера. Кроме того, невозможно объединить отдельные валуны в единую скальную композицию. Задача становится решаемой, если скала требуемой формы вырезается скульптором на месте из искусственного камня. Проектом можно предусмотреть в композиции рокария ниши для засыпки землей и высадки растений, включение в конструкцию ландшафтной акустики, подводку воды для искусственного водопада или декоративного ручья.

Не менее популярный ландшафтный объект – садовый фонтан. Он может быть различных размеров – от небольшого каскада воды, низвергающегося со скалы, до традиционного водомёта с бассейном правильной геометрической формы, площадь которого составляет десятки квадратных метров. Для придания находящемуся под водой материалу повышенной устойчивости к влаге его покрывают патентованными гидроизолирующими составами и специальными защитными лаками. Поверхность ванны фонтана, изготовленной из декоративного бетона, не нуждается в дополнительной отделке мозаичной плиткой. Внутри декоративных элементов фонтанов, изготовленных на основе архитектурного бетона, можно прокладывать трубы и кабели, встраивать светильники. Аналогичная отделка из натурального камня налагает целый ряд ограничений на формы и конструкции.

Широкое распространение получили в ландшафтном дизайне малые архитектурные формы. Это садовые беседки и скамейки, декоративные гроты и арки, подпорные стены, ограждения цветников и клумб. Выполняются они из различных материалов: камня, керамики, металла, дерева. Композиции из декоративного бетона позволяют получать оригинальные ландшафтные объекты долговечные и прочные. Колонны беседок в греческом стиле могут быть состарены до состояния «полной античности». Искусственные пещеры и гроты представляют собой скалы высотой несколько метров высотой, при этом надёжность гарантируется прочно скрепленными между собой изнутри бетонными конструкциями. Внешне такое произведение невозможно отличить от природной скалы. Это невозможно сделать из отдельных валунов натурального камня.

Скалы из архитектурного бетона могут стать частью интерьера. Фото: viimiracula.ru

Как и в любом искусстве и ремесле секрет успеха заключается в знании тонкостей технологии, позволяющих мастерам делать то, что невполне получается у других. Наиболее качественный декоративный бетон создаётся людьми с художественным образованием, развитым вкусом и знаниями в области минералогии и горного дела.

Архитектура древнего Рима
Римская архитектура

Древний Рим (лат. Roma) – оставил громадное архитектурное наследие всему человечеству. Любители поэзии и трагедии, древние греки придумали Олимпийские игры и защищали свою родину поднимая народ на восстание. Римляне, в отличие от греков предпочитали комедию и фарс, любили жестокие и кровавые игры гладиаторов, создали гигантскую регулярную армию. В этих противоречиях – ключ к пониманию эстетических различий в целом и архитектурных особенностей имперского Рима.

Создатели великих творений человечества были весьма расчетливы, ценили в первую очередь полезность и величие. В древнем Египте и Греции не знали, что такое “высотные” дома – это изобретение римлян. Стало оно возможным только благодаря одному из трех великих римских открытий в архитектуре – римскому бетону.

Необходимость быстрого возведения надежных крепостей и прочных оборонительных сооружений на покоренных землях от Атлантического океана до Ближнего Востока римляне придумали бетон (лат. bitumen). В его состав римского бетона входили дикий камень, известь, вулканический пепел и пемза; бетон заливали слоями и трамбовали. Затем всю конструкцию облицовывали мрамором или тесаным камнем, иногда обмазывали штукатуркой (итал. stuccatura), получая в результате великолепное сочетание красоты и прочности.

Практичность римлян привела к открытию второго великого изобретения. В Риме, как и в Греции, акведуки (лат. aquaeductus – водопровод; от лат. aqua – вода и duco – проводить) сооружали давно. От горных источников прокладывали глиняные трубы под небольшим наклоном: иногда под землей, иногда над землей через овраги и неровности, возводя высокие водопроводные каменные стены. В какой-то момент пришла смелая идея – делать в стене проёмы, требуется меньше камня и тратиться меньше времени на укладку. Главное, что форму проёмов решили делать полукруглой, которая распределяет нагрузку и делает конструкцию прочной. Так роделась арочная форма (лат. arcus – дуга) конструкции – неотъемлемая принадлежность всей римской архитектуры. Некоторые из этот сооружений дожили до наших дней в рабочем состоянии.

Третье открытие стало продолжением второго. Если много каменных арок поставить вплотную одна за другой, получится коридор с полукруглым потолком. Такое перекрытие получило название свод. Если этот коридор сделать в виде замкнутой окружности и убрать центральную колону, то свод не обрушится, а будет держать сам себя – получится купол. Простое и великое открытие римлян.

Китайский стиль садов

В истории ландшафтной архитектуры особое место занимает искусство стран Востока. В Китае, длительное время развивавшемся изолированно от остального мира, сформировалась уникальная садовая традиция. История китайских садов насчитывает три тысячи лет и включает в себя сады императоров, сады ученых и поэтов.

Древнейшие китайские сады не сохранились, но до наших дней дошли их описания и изображения, на которых ясно видны непременные элементы китайских садов – водоёмгора, павильон и растения. В основу китайской традиции садов легла легенда о восьми даосских бессмертных, обитавших на вершине Пенлай. Гора располагалась на одном из трех островов в море между Японией и Кореей. Окруженные райским садом, бессмертные жили в драгоценных дворцах, вкушали фрукты, дающие бессмертие.

Период династии Тан (618-907 г.г.) считается первым золотым веком китайских садов. На композицию и идею садов оказали влияние живопись и поэзия, также достигшие высочайшего уровня в это время. Сады имели сложную структуру, многочисленные архитектурные сооружения, водоемы для прогулок в лодках и богатые коллекции растений, включавшие редкие и экзотические экземпляры.

Китайский сад раскрывает свои виды последовательно, также как разворачивается перед зрителем свиток с живописью. При относительно небольших размерах китайский сад отличается изысканностью, насыщенностью художественными образами, асимметрией.

Многочисленные павильоны и галереи создавались для любования природой в любую погоду. В садах ученых центральным сооружением была библиотека или учебный зал. Поэтические названия павильонов говорят об их предназначении: павильон пяти горных пиков; павильон лотосового бриза; терраса легкого дождя, приносящего прохладу. Террасы часто делали зигзагообразными, считалось, что это препятствует проникновению злых духов. Большое значение имела форма окон и дверей, они могли быть круглыми (“лунные ворота“), восьмиугольными или в форме тыквы-горлянки. Месторасположение павильонов, домиков тщательно продумывалось в соответствии с движением энергии ци.

Камни в китайских садах

Неотъемлемая часть китайских классических садов – камни. Рожденные природой, они почитались как произведения искусства. Горная вершина в китайской философии – символ добродетели, силы, постоянства. Определенный камень мог символизировать горный пик, а ряд камней – горный хребет. “Подбирать камни и располагать их в потоке надобно с умом, подыскивая для каждого подобающее ему место. Один валун должен явить красоту тысячи пиков” (Вэнь Чженьхэн “О вещах, радующих взор”. Перевод В. Малявина).

Озеро или пруд играют важную символическую роль в китайском саду; “Камни навевают думы о древнем. Вода навевает думы об отдаленном. В домашнем саду невозможно обойтись без камней, омываемых водами” (там же). Кроме непосредственного визуального эффекта вода ассоциируется с философскими понятиями даосизма и конфуцианства.

Искусно спланированный пруд даже в маленьком саду расположен так, что его противоположный берег спрятан, побуждая зрителя к дальнейшей прогулке по саду. “Заимствованный пейзаж”, т.е. ландшафт, находящийся за пределами сада, но видимый зрителю, позволял расширять мысленно пределы сада до горизонта.

Растения упоминаются обычно последними среди элементов китайского сада, но это не значит, что они играют подчиненную роль. Если строения и камни статичны, то вода, деревья, цветы меняются ежеминутно, являя собой переменчивость явлений жизни. Слива, сосна и бамбук – любимые растения в китайских садах и живописи. Сосна – символ постоянства, бамбук – мудрости и стойкости, слива- возрождения природы после зимы. Особенной любовью окружены в Китае пионы и лотосы.

Текст: M.V.

Японский стиль. Японский сад

Каждый человек представляет японский сад по-своему. Вместе с тем, есть некие свойства японского сада, позволяющие сразу и безошибочно узнать его. Японское направление в ландшафтном дизайне отличает простота и глубина. Японский сад близок к монохромной живописи тушью или к каллиграфии. Созерцание его требует от человека некоторого уровня подготовленности, умения читать символы и способности к интуитивному познанию мира.

Феномен японского сада складывался веками. Сады создавались для императоров – как сады для отдыха и развлечений, сады при монастырях – для медитации и физической работы. Сады были при замках правителей и при домах простых горожан. Особый вид садов – для проведения чайной церемонии.

Считается, что на японские сады оказало влияние китайское садовое искусство. Это так. Но в Японии столетиями развивавшаяся традиция родила совершенно уникальное явление. В нем слились воедино верования в духов природы (синто), принципы буддийского учения, трудолюбие и художественный вкус народа, живущего на вулканических островах с их крутыми скалами, быстрыми горными реками, долинами с пышной растительностью.

Первые сады в Японии появились на острове Хонсю. В японских хрониках “Ниххонсеки” упоминается о саде, в котором император наслаждается водным потоком. С VI века н. э. Буддизм начал распространяться через Корею в Японию, принеся с собой новую художественную культуру. Она соединилась в народном сознании в древней верой синто, с поклонением священным местам: горам, лесам, озерам.

В период Хэйан (VIII-XIII в. в.) непременной принадлежностью садов были озеро с островками, мостики, ручьи, тропинки. Озеро с островками, если смотреть сверху, образовывали иероглиф “сердце“. К XII веку появились сады, олицетворяющие легендарный рай Будды Амитабхи на земле. Такие сады были собственностью военных правителей. Рукотворный пейзаж воплощал буддийскую философию: сознание иллюзорности, скоротечности существования и оттого – острое чувство красоты мимолетного, уходящего.

Пустое пространство сада несло не меньшую смысловую нагрузку, чем заполненное. Эта идея коренится в философии Дао. “Полезность [ чего-либо ] имеющегося зависит от пустоты” ( Дао Дэ Цзин гл. 11 ). Отсюда ведут свое происхождение каменные абстрактные сады буддийских монастырей.

Каменные японские сады появились в период Камакура и Муромати (XII-XVI в. в.), во время расцвета дзен-буддизма в Японии. Самый известный из каменных садов – один из садов монастыря Реан-дзи в Киото. Сад представляет собой окруженную с трех сторон глинобитной стеной площадку, покрытую белым гравием, с тщательно прочерченными граблями продольными линиями. На площадке расположены, окруженные мхом, пять групп камней, по три камня в каждой. Какой угол зрения вы не выберете, вы всегда будете видеть 14 камней, один будет скрыт. При всех существующих объяснениях, истину этого сада можно понять лишь интуитивно, поднявшись над обыденным сознанием.

В период Момояма (до 1600 года) идет дальнейшее развитие садов в сторону усложнения композиции и смысловой нагрузки. Развитие искусства чайной церемонии дает толчок и садовому искусству. Небольших размеров чайный сад назывался “земля, увлажненная росой”. Скромный, монохромный, полный скрытых символов, он служил ” увертюрой” к чайному действу.

В период Эдо сады стали в первую очередь декоративными, по сравнению с символическими средневековыми садами. Садом можно было любоваться с веранды дома через раздвижные створки. Сад разворачивался перед зрителем как горизонтальный свиток.

Многие сады подверглись разрушению и забвению под влиянием обстоятельств, но с 1871 года многие из оставшихся открыты для посещений. Это часть великого культурного наследия японского народа.

Текст: M.V.

Романское направление в архитектуре
Искусство раннего средневековья

Романское направление возникло в Европе в X веке и господствовало вплоть до XIII века. Древний Рим оказал громадное влияние на развитие культуры и искусства народов, покоренных империей.

Римская латынь, обладая лексическим богатством, краткостью и точностью выражений стала основой для многих европейских языков – итальянского, французского, румынского, испанского – и своеобразным ключом ко всей европейской культуре. Романское направление в архитектуре, также как и романские песни – романсы – свое название получили в наследство от римлян.

Храмы строились “Modo Romano” – по римским правилам. За образец был взят молельный дом первых христиан – традиционная римская базилика – большое, вместительное, строгое здание, возведенное из хорошо отесанных каменных блоков. Чаще всего в качестве перекрытия применялся каменный цилиндрический свод; толстые стены необходимы были для того, чтобы выдержать большой вес. Рассчитывать необходимый запас прочности строители еще не умели, и своды получались неуклюжие, массивные. Зодчие романского стиля применили конструкцию свода в виде крест-накрест: каждый квадрат потолка, образованного четырьмя колоннами, перекрывали двумя пересекающимися полуцилиндрами. Для облегчения нагрузки на стены дополнительно перекинули ещё четыре арки по сторонам квадрата. Пространство между ребрами заполнили тонкими облегченными каменными плитами. Это было новшество, которое позже получило великолепное развитие в готическом стиле архитектуры.

В средневековой архитектуре колонна – один из важнейших элементов конструкции и украшение храма. Романские мастера чередованием колонн, столбов, полуколонн добивались удивительного впечатления музыкального ритма. Особенности массивной архитектуры изменили форму капители. Зодчие использовали усеченную пирамиду, поставив ее узким основанием на вершину колонны. Получилась совсем новая, ни на что не похожая капитель.

Для архитекторов средневековья – арка – любимый элемент, любимое украшение. Нередко одна арка охватывает другую или даже несколько маленьких. Так обычно строили окна: две маленькие арочки с общей небольшой колонной посередине в раме с большой аркой. В порталах дверей арки образуют углубление в толще стены, постепенно уменьшаясь. Они украшают свод и вместе с тем подчеркивают мощь кладки. Маленькие точёные арочки на маленьких полуколоннах, как ожерелье окружают здание под самой крышей.

Стиль барокко в архитектуре

В начале XVII века в Европе сформировалось новое направление архитектуры – барокко (итал. barocco – причудливый, вычурный). Наибольшее развитие он получил в Италии. На смену простым геометрическим формам, принятым в эпоху Возрождения, приходят сложные композиции, пышная декоративность.

Колонны и полуколонны заменяются плоскими пилястрами. Этот ряд пилястр задаёт своеобразный ритм движения, захватывая с собой фронтоны и наличники. Богатые украшения на них в виде гирлянд, завитков, листьев растений, человеческих фигур, которые при разном освещении в течение дня создают оригинальный светотеневой рисунок, рождая впечатление движения и дыхания здания. Аккуратное равновесие частей здания заменяется построением сложных рисунков из элементов фасада. Они прогибаются, завиваются и обволакивают друг друга, взаимодействуя между собой и с окружающим пространством. В этой взаимосвязи архитектуры со средой есть специфическая черта барокко.

Декоративность фасадов находила продолжение внутри здания, в интерьере. Сложные изгибы лестниц из камня вели в пышно украшенные залы, созданные для праздничных торжеств и церемоний. Скульптурыдекоративная резьба, живопись сливались в единый цветовой и объемный ансамбль. Это слияние различных видов искусств приводило к созданию иллюзорного и чувственного мира. Такие формы любила знать и церковь, они понимали, что парадное и торжественное барокко лучше всего могло возвеличить власть и силу.

Буржуазная Голландия, страна протестантов, более практичная и разумная, не приняла пышное барокко. А вслед за Голландией в России Петр I, стремясь развить промышленность и поощряя национальную буржуазию, призывает учиться голландской манере архитектуры. Окончательное утверждение барокко в России стало возможным во времена царствования Елизаветы Петровны. Барокко елизаветинской поры очень жизнерадостное, отличается масштабностью и монументальностью. Дворцы и храмы, возведенные в годы царствования Елизаветы Петровны, выделяются своей праздничной яркой раскраской, идущей от древнерусских теремов. Это было время небывалого расцвета пышного строительства, сочетавшего в себе лучшие достижения итальянского барокко и особенностей русской архитектуры.

Назад

Наверх