Рококо в архитектуре

Рококо, как переходный стиль, не обладает столь ясными отличиями как барокко или классицизм. Он появился на излете барокко как его более изощренная вариация.

Изысканная декоративность рококо отразилась в дворцовых ансамблях Франции, Германии, России XVIII века. (В России, кроме Ораниенбаума архитектор А. Ринальди, роккоко не нашел яркого воплощения). Дворцы, храмы рококо несут на себе отпечаток барокко, но без холодной торжественности и пафоса. После барочного «золото на голубом», необычайно популярны стали пастельные тона: серо-голубой, жемчужный, розовый, придающие интерьеру интимность и покой.

Главный декоративный элемент рококо — рокайль (фр. rocaille — декоративная раковина, осколки камней, ракушка) — орнамент, украшение в виде соединения природных камней с раковинами и листьями растений. Плавные изогнутые стебли, прихотливые линии орнамента вписывались во все детали интерьера, образуя единый декоративный фон. Рокайль употреблялась в оформлении интерьеров , садовых беседок и ротонд, для облицовки террас, отделки ворот и фонтанов .

Получило популярность стилевое направление рококо Шинуазри (фр. chinois — китайский) как результат всеобщего увлечения китайским и, вообще, восточным искусством. Стиль Шинуазри имел множество различных проявлений от убранства интерьеров в «китайском» стиле до строения всего сада.

Ландшафт стиля рококо.

После долгого господства парадного барокко в высшем обществе появился вкус к уюту, интимности, ко всему естественному. Возникла мода на «деревенские» павильоны, «сельские галантные» праздники. Призыв Ж.-Ж. Руссо «Назад, к природе!» определил атмосферу эпохи. Философы, ученые, художники иcкали вдохновения в путешествиях, в открытии невиданных земель.

Ландшафтное искусство немедленно отразило эти новые настроения. Язык паркового пейзажа становится более интимным: вместо величественных террас с балюстрадами с лестницами, вместо пышных фонтанов — спокойный рельеф, долины и ручьи, искусственные пещеры , cкалы, пруды , свободно растущие деревья. Мастерство архитектора выражалось в умении усилить (сохранить) впечатление естественности ландшафта, творческие его переработав.

Китайские сады дали в этом смысле прекрасный пример для подражания. В Европе стали невероятно популярны «китайские», павильоны и мостики. В период Рококо произошла первая попытка восприятия восточного искусства Европой. Но оценивалось оно только со стороны декоративных качеств, до понимания их глубокой духовной сути было еще далеко.

Если барочные сады предназначались в основном для любования с определенных точек, то сады рококо создавались специально для прогулок. Таким прогулкам соответствовал своеобразный садовый этикет, создававший легкую галантную атмосферу. Неслучайно именно женский образ определяет все искусство XVIII века (Сан-Суси — исключение). Женщина XVIII века — хрупкое, грациозное, кокетливое создание. Пастушка, придворная дама, римская богиня, — она изображается всегда с игриво-кокетливой улыбкой на лице.

Иллюзорность — еще одна черта садов рококо. Развлечениям служила композиция парка, криволинейные дорожки, сложные лабиринты, обсаженные плотной живой изгородью, «обманные» картины в конце аллей и другие оптические иллюзии.

Теги: Мировой опыт, Стили