Пластичный железобетон

Вся история архитектуры XX в. связана с железобетоном, его созданием и совершенствованием. С одной стороны, от бетона, как материала ожидали исключительно прочности, надёжности при быстром и недорогом строительстве. С другой стороны, архитекторы искали возможности создания выразительных и разнообразных железобетонных форм.

Оскар Немейер. Музей современного искусства в Нитерое, Бразилия 1996 г. Фото: allmystery.de

В поисках новых возможностей архитекторы шли разными путями, например, Пьер Нерви отталкивался от конструктивных свойств, а Оскар Немейер, напротив, стремился показать декоративные качества железобетона.
Пьер Луиджи Нерви (1891-1979), итальянский архитектор и инженер. Он исследовал все свойства железобетона, облегчая материал, испытывая его на прочность и растяжение.

Пьер Луиджи Нерви. Ангар в Орвьето, Италия. 1935–1938 Фото: i.pinimg.com

Нерви не получал архитектурного образования, вся его деятельность сосредотачивалась на решении конструктивных задач. Он говорил, что правильно построенная конструкция всегда красива. Для планировки пространства Нерви приглашал к сотрудничества своих коллег архитекторов.

Крытая арена Palazzetto Dello Sport, Рим, 1957. Фото: i.pinimg.com

Нерви ввёл в строительную практику армоцементные конструкции. При таком методе строительства изначально возводится каркас из металлических прутьев и сетки, которые покрываются цементом. Это позволило возводить различные куполообразные и криволинейные формы.

Строительство купола, методом армоцементна. Palazzetto Dello Sport, Рим, 1957. Фото: i.pinimg.com

Так же Нерви показал, что с помощью железобетона возможно перекрывать большие пролёты, создавая огромные пространства. Для этого он использовал сборные бетонные элементы.
Выдающееся сооружение – «Дворец труда» (Palazzo del Lavoro), созданное для выставки в Турине в 1961 г. Здание площадью 8 000 кв. м перекрыто с помощью 16 конструкций из армоцемента, опирающихся на шестиметровые бетонные «стебли».
Пьера Луиджи Нерви называли поэтом железобетона.

Palazzo Del Lavoro, Турин, 1959-1961. Архитекторы Джо Понти и Пьер Луиджи НервиФото: atlasofplaces.com

Оскар Немейер (1907 – 2012) – бразильский архитектор, который создавал из железобетона почти скульптурные формы, подчинял материал своим художественным замыслам.
«Не прямой угол привлекает меня и не прямая линия, жесткие и негибкие, созданные человеком, но свободные и чувственные кривые, что нахожу я в гористом пейзаже моей страны, в излучинах ее рек, в изгибах тела любимой женщины», – так поэтично говорил Немейер о своих архитектурных принципах.

Здание МИД Бразилии, Бразилиа, 1970г. Фото: images.squarespace-cdn.com

Шедевром является Церковь Святого Франциска Ассизского, построенная в Пампулье. Форма здания – композиция из четырёх параболических конструкций. Архитектор отказался от традиционной бетонной архитектуры плит, положенных на колонны. До Немейера такая форма применялась лишь в строительстве ангаров. Для церкви постройка в виде бетонного свода была абсолютным новаторством. Архитектор отказался от традиционной бетонной архитектуры плит, положенных на колонны.

Церковь Святого Франциска Ассизского 1943 Пампулья. Фото: turismodeminas.com

Оскар Немейер был удостоен высшей архитектурной награды – Притцкеровской премии за проектирование Кафедрального собора Пресвятой Девы Марии в новой столице Бразилиа. Здание состоит из 16 изогнутых бетонных конструкций, которые символизируют руки, воздетые к небу.

Кафедрального собора Пресвятой Девы Марии, Бразилиа 1970 г. Фото: get.pxhere.com

Гибкие колонны служат одновременно и стенами, и куполом. Пространство между ними закрыто витражами, через которые внутрь проникает много света.

Внутренний свод Кафедрального собора Пресвятой Девы Марии, Бразилиа 1970 г. Фото: brasil.ru

Все железобетонные здания Немейера, даже самые масштабные, выглядят легко и пластично. Оскар Немейер, как исследователь художественных и эстетических возможностей железобетона, оказал большое влияние на всю архитектуру ХХ в.

Технологию армоцемента, а также пластические свойства армобетона для создания выразительных гибких форм, в дальнейшем будут использовать многие известные архитекторы.

Теги: Технологии артбетона, Фасады