Философия построения японского сада

Специфика философского осмысления мира, к принципам которой апеллирует философия восточного сада, изначально носит скорее вопросительный характер, ставящий под сомнение подлинность фактов, нежели является однозначным ответом, четко проводящим грань между черным и белым. В средневековой столице Японии Киото были каменные ворота, привлекавшие внимание красотой архитектуры и дизайна. Знатоки архитектуры восточного сада связывают с этим образом представления об эстетике японского искусства в целом.

Снятый в 50-е гг. Акирой Куросавой кинематографический шедевр «Расёмон» по новеллам классика литературы Акутагавы Рюноскэ, и по сей день остается примером японского осмысления понятий добра и зла, жизни и смерти, красоты и безобразия. Действие начинается у развалин ворот Расёмон. В основе фильма — идея субъективного восприятия реальности и непознаваемости бытия. Сквозь размышления об относительности человеческого восприятия событий, отчетливо прорисовываются представления об устройстве мира: любовь к людям, самопожертвование, сохранение надежды на лучшее в нечеловеческих условиях. Не поиск человеком истины главное, главное — сам человек. А какой — хороший или плохой, эгоистичный или альтруистичный, убийца или жертва — это уже вторичный вопрос.

Что общего между восточным садом и средневековыми японскими воротами? В основе их проектирования лежат те же идеи экзистенциального буддизма, которые прослеживаются в фильме. Японские и китайские сады камней — идеальная среда для медитаций и постижения сути вещей для тех, кому близки буддистские и синтоистские представления о мироздании и окружающей природе. В студии «Семь чудес света» работают люди, для которых ориентальная философия творчества является основополагающей. Именно здесь делаются творческие интерпретации того, что составляет основу японской и — шире — ориентальной классики сада и ландшафтного дизайна Востока.

Сегодня модно моделировать классические японские сады , увлекаться китайской эстетикой дома и сада фэн-шуй, где камню отведено столь же почетное место, или даже обустраивать садовый ландшафт в традициях ислама, где дикий камень обычно подвергается художественной обработке. Одно из продуктивных направлений работы студии «Семь чудес света» — проектирование и создание восточных садов камней. Основой идеологии таких садов являются положения буддизма и синтоизма, согласно которым созерцание красоты природы есть одна из форм постижения истины. Восточные сады располагают к медитации. Медитативный способ понимания красоты природы способствует обострению эстетического восприятия, выработке поэтически-метафорического способа мышления. Основным композиционным принципом создания восточного сада является приведение всех его элементов в состояние гармонического равновесия. Камни в таких композициях выражают различные идеи и понятия: свободы и необходимости, порядка и хаоса, движения и покоя. В пространстве восточного сада камни группируются и располагаются согласно принципам, сформулированным в древних руководствах по обустройству садов, написанных японскими и китайскими специалистами. Обсуждение идеи и деталей будущего сада камней доставляет большое удовольствие как заказчику, так и художникам и мастерам нашей студии, среди которых есть и последователи буддизма.

Текст: Петр Николаев

Теги: Мировой опыт