Японский стиль в оформлении сада
Каждый человек представляет японский сад по-своему. Вместе с тем, есть некие свойства японского сада, позволяющие сразу и безошибочно узнать его. Японское направление в ландшафтном дизайне отличает простота и глубина. Японский сад близок к монохромной живописи тушью или к каллиграфии. Созерцание его требует от человека некоторого уровня подготовленности, умения читать символы и способности к интуитивному познанию мира.
Феномен японского сада складывался веками. Сады создавались для императоров — как сады для отдыха и развлечений, сады при монастырях — для медитации и физической работы. Сады были при замках правителей и при домах простых горожан. Особый вид садов — для проведения чайной церемонии.
Считается, что на японские сады оказало влияние китайское садовое искусство . Это так. Но в Японии столетиями развивавшаяся традиция родила совершенно уникальное явление. В нем слились воедино верования в духов природы (синто), принципы буддийского учения, трудолюбие и художественный вкус народа, живущего на вулканических островах с их крутыми скалами, быстрыми горными реками, долинами с пышной растительностью.
Первые сады в Японии появились на острове Хонсю. В японских хрониках «Ниххонсеки» упоминается о саде, в котором император наслаждается водным потоком. С VI века н. э. Буддизм начал распространяться через Корею в Японию, принеся с собой новую художественную культуру. Она соединилась в народном сознании в древней верой синто, с поклонением священным местам: горам, лесам, озерам.
В период Хэйан (VIII-XIII в. в.) непременной принадлежностью садов были озеро с островками, мостики, ручьи, тропинки. Озеро с островками, если смотреть сверху, образовывали иероглиф » сердце «. К XII веку появились сады, олицетворяющие легендарный рай Будды Амитабхи на земле. Такие сады были собственностью военных правителей. Рукотворный пейзаж воплощал буддийскую философию: сознание иллюзорности, скоротечности существования и оттого — острое чувство красоты мимолетного, уходящего.
Пустое пространство сада несло не меньшую смысловую нагрузку, чем заполненное. Эта идея коренится в философии Дао. «Полезность [ чего-либо ] имеющегося зависит от пустоты» ( Дао Дэ Цзин гл. 11 ). Отсюда ведут свое происхождение каменные абстрактные сады буддийских монастырей.
Каменные японские сады появились в период Камакура и Муромати (XII-XVI в. в.), во время расцвета дзен-буддизма в Японии. Самый известный из каменных садов — один из садов монастыря Реан-дзи в Киото. Сад представляет собой окруженную с трех сторон глинобитной стеной площадку, покрытую белым гравием, с тщательно прочерченными граблями продольными линиями. На площадке расположены, окруженные мхом, пять групп камней, по три камня в каждой. Какой угол зрения вы не выберете, вы всегда будете видеть 14 камней, один будет скрыт. При всех существующих объяснениях, истину этого сада можно понять лишь интуитивно, поднявшись над обыденным сознанием.
В период Момояма (до 1600 года) идет дальнейшее развитие садов в сторону усложнения композиции и смысловой нагрузки. Развитие искусства чайной церемонии дает толчок и садовому искусству. Небольших размеров чайный сад назывался «земля, увлажненная росой». Скромный, монохромный, полный скрытых символов, он служил » увертюрой» к чайному действу.
В период Эдо сады стали в первую очередь декоративными, по сравнению с символическими средневековыми садами. Садом можно было любоваться с веранды дома через раздвижные створки. Сад разворачивался перед зрителем как горизонтальный свиток.
Многие сады подверглись разрушению и забвению под влиянием обстоятельств, но с 1871 года многие из оставшихся открыты для посещений. Это часть великого культурного наследия японского народа.
Текст: M.V.
Теги: Мировой опыт