Удивительные здания, построенные не архитекторами

Когда архитектор проектирует и строит дом для себя здание рассматривают, как архитектурную ценность, считают творческим высказыванием. Но есть необычные сооружения, которые построили люди, не имеющие архитектурного образования. Ещё большее удивление вызывают огромные объекты, возведённые одним человеком, без посторонней помощи. На это уходят многие годы, а иногда и вся жизнь.
Такие истории всегда очень личные, в них нет цели создать архитектурный шедевр. Как правило, люди хотят осуществить мечту или просто получают удовольствие от процесса созидания и творчества. Но есть здания, построенные одиночками, которые стали архитектурной сенсацией. Так с лучилось с простым французским почтальоном Шевалем, создавшим целое архитектурное направление.

Замок Шеваля Фото: bangkokbook.ru

Всё началось в 1879 году. Фредерик Шеваль, как обычно разносил почту. Случайно он споткнулся о камень по форме напоминающий животное, поднял его и поразился природной красоте. Это был песчаник. Шеваль завернул камень в носовой платок и принёс домой.

Замок Шеваля. Камни проволока и цемент. Фото: upload.wikimedia.org

На следующий день в этом же месте он собрал ещё несколько интересных камней. Потом начал собирать и возить камни тачками – у почтальона возникла идея построить свой собственный каменный дворец.
Начал он с малого. С помощью проволоки и цемента создавал скульптуры и небольшие формы. Постепенно на его участке возник настоящий замок. В итоге получилось причудливое сказочное строение шириной 26 метров и до 10 метров высотой.

Скульптуры на крыше замка Шеваля. Фото: bangkokbook.ru

На строительство у Шеваля ушло 33 года! Как и положено сказочному дворцу, в нём есть колонны, винтовые лестницы, башни, фигуры животных, мифических существ и гравюры с надписями. Одна из них гласит: «1879-1912 10.000 дней, 93.000 часов, 33 года борьбы. Пусть те, кто думают, что могут сделать лучше, попробуют сделать это».
Почтальон ничего не знал об архитектурных стилях, он просто делал то, что ему нравилось. В итоге, его замок стал первым предметом нового направления в искусстве – l’art brut (грубое, наивное искусство). В 1969 году дворец почтальона Шеваля получил статус исторического памятника. На этом настаивали известные деятели культуры Франции: Андре Бретон, Пабло Пикассо.

По этой истории снят фильм «Замок почтальона Шеваля». Фото: bangkokbook.ru

История замка Муссы, расположенного в Ливане связана с несчастной любовью. Мусса Абдель Карим Аль-Маамари родился в 1931 году в деревне Харат Аль-Сарайялет. В 14 лет он влюбился в свою одноклассницу, но девушка была из богатой семьи и посмеялась над парнем, сказав, что свадьба будет только в его замке. Мусса не сдавался и на уроке рисования сделал набросок замка. Учитель счёл это шуткой и строго наказал Муссу. В школу парень больше не пошёл.

Мусса создал в замке музей, по которому сам успешно проводил экскурсии. Фото: mtprofi.ru

Какое-то время Мусса работал со своим родственником над реставрацией старинного замка вблизи Бейрута, постепенно постигая ремесло каменщика.
В 1969 г. он приобрёл участок земли в горах Шуф на высоте около 900 м над уровнем моря и начал строить замок. Мусса сам обрабатывал камни и день за днём возводил стены. Из инструментов он использовал только кирку лом и долото. На каждом камне тщательно вырезались рисунки: фантастические растения, животные, солнце, ключи и другие символы. На некоторые наносились надписи, например, такие: «Когда есть воля – есть дорога».
Молва о безумном влюблённом дошла до президента Ливана, который лично приехал посмотреть стройку и согласился стать поручителем Муссы в банке.
Строительство шло 25 лет, ещё 20 лет Мусса отдавал кредит. У него не было ни чертежей, ни эскизов (школьный рисунок не в счёт). Замок Муссы совсем не похож на традиционную ливанскую архитектуру, он больше напоминает сказочный замок. Но, как и положено вокруг него вырыт ров, есть подъёмный мост и башни, крепостные стены заканчиваются зубцами. Общая площадь замка 3500 кв.м.
Эта история больше похожа на сказку или сюжет для фильма. Но Мусса сам рассказывал её посетителям своего замка, который стал туристической достопримечательностью. Умер Мусса Абдель Карим в 2018 г. Он подсчитал что на строительство замка-мечты потратил 21,900 дней и 394,200 часов.

На стенах расположены пушки. Фото: upload.wikimedia.org

Строительство собора Хусто Гальего Мартинеса расположенного в г. Мехорада-дель-Кампо неподалёку от Мадрида, связано с исцелением от болезни.
Мартинес решил посвятить себя богу, но был вынужден покинуть монастырь, когда заболел туберкулёзом. Бывший послушник вернулся в родной дом и вскоре болезнь была побеждена. В этом Мартинес увидел промысел божий и в благодарность господу решил построить храм своими руками.

Маринес постепенно продавал собственные земли и вкладывал деньги в строительство храма. Фото: mirf.ru

В 1961 г. он начал возведение храма на семейном участке земли на собственные средства и различные пожертвования. Денег катастрофически не хватало и Хусто искал дешёвые материалы: бракованный кирпич местной фабрики или даже вторсырьё, например, для возведения колонн он использовал бидоны из-под бензина. Иногда сам отливал бетонные блоки используя банки из-под краски или какао. Каркас нефов выполнен из спиральной проволоки и бетона. Для перекрытий Мартинес применял облегчённые материалы в виде гравия, смешанного с бетоном. С возрастом он всё же привлекал рабочих, но основные работы выполнял сам.
Чертежей у Мартинеса не было, весь план храма хранился в его голове. Несмотря на это собор соответствует всем архитектурным канонам, принятым в церковном строительстве. Храм получился довольно большим: высота собора 35 м, башни достигают высоты 60 м при диаметре в 25 м. Общая площадь здания – 4740 кв. м.
Хусто Гальего Мартинес умер в 2021 г. в возрасте 94 лет. Храм он достроить так и не успел. Но даже недостроенное здание является местной достопримечательностью.

Стены храма расписаны фресками. Фото: kulturologia.ru

Можно по-разному оценивать архитектурную ценность подобных сооружений, но несомненно одно, эти здания – памятник человеческому духу целеустремлённости и таланту.

Теги: Фасады, Мировой опыт