Изделия из камня – Культ камней

Культ камней существует у каждого народа. С каждым видом камня, а то и с отдельными его образцами связаны поверья и легенды. Камни одушевляются, наделяются магической силой. Люди верят, что одни камни могут защищать и исцелять, другие — делать людей беззащитными и даже лишать их жизни. Владение камнями делает одних могущественными и счастливыми, других — бессильными и несчастными. Эта вера распространяется не только на драгоценные минералы, но и на геологические породы и на разновидности камней, не имеющих большой коммерческой ценности. Традиционно камни в доме и вокруг него отражают желания людей сделать жилое пространство частью макрокосма, заручиться поддержкой управляющих миром сил. Одновременно они украшают среду обитания человека.

Имя Пётр по-гречески означает камень. Петербург — и город Петра, и город из камня. В названии города объединяются несколько значений, каждое из которых рождает множество ассоциаций. Такова особенность камней — побуждать людей постигать множество значений, вытекающих из их названий и свойств. Государь Пётр Алексеевич черпал градостроительные и дизайнерские идеи из европейской культуры, где с античных времен камню отведено почетное место. В старой и новой Европе камень был не только строительным материалом. Он также являлся мерой вещей, эталоном, валютой. Отдельные камни и сооружения из них становились сакральными символами, с которыми связывались представления людей о добре и зле, о знании, о таланте художника.

Камень из архитектурного бетона

Вера в магическую силу камней сохранялась у населяющих Россию народов с незапамятных времен. В связанных с камнями историях звучат языческие отголоски. В то же время, представления русских народов о камнях восходят к восточной традиции, пришедшей с проникновением в нашу страну буддизма из Японии, Китая, Монголии и Тибета, а также ислама с его культом священных камней. Каждая эпоха общественного, религиозного и художественного развития привносила новое в отношения людей к природному и обработанному камню. Особенностью восприятия камня в России как объекта философско-религиозной мысли и эстетики является синтез европейской и восточной традиций.

Начало нового тысячелетия обернулось в России всплеском интереса к камням природной формы. Их место в жизни людей стало на порядок более значимым в сравнении с тем, что было в годы доминирования социалистической культуры. К архитекторам и дизайнерам, работающим в области частной архитектуры, вернулось былое уважение к натуральному камню как материалу, олицетворяющему красоту, гармонию и вечность. С другой стороны, у них и у заказчиков возникла потребность в искусственных камнях природной формы для создания ландшафтных композиций, оформления интерьеров и экстерьеров зданий. Для этих целей в мире с 60-х гг. прошлого столетия стал успешно применяться архитектурный бетон, именуемый также искусственным камнем . Новые технологии совершили переворот в области применения камня как строительного и художественного материала. Стало возможным то, что прежде казалось нереальным: ставить под отрицательным углом массивные каменные глыбы; облицовывать диким камнем декоративные водоемы и отделывать бассейны ; повторять текстуру и фактуру любой породы; многократно повышать прочностные характеристики материала и т.п.

Дизайн альпийской горки

Вернулся камень и в частный сад. Сегодня модно устраивать классические японские сады, увлекаться китайской эстетикой дома и сада фэн-шуй, где камню отведено столь же почетное место, или даже обустраивать садовый ландшафт в традициях ислама, где дикий камень обычно подвергается художественной обработке. Сохраняется устойчивый интерес к садово-парковому искусству европейского классицизма с его каменными гротами , рокариями и другими импровизациями из камня на темы природы. Возрождаются и традиции старорусских садов, где камни и сооружения из них всегда были частью ландшафтных композиций. В искусстве дизайна, как и в искусстве в целом, принято говорить о синтетическом художественном принципе. Именно он ложится в основу многих современных ландшафтных и интерьерных композиций, проектируемых с использованием природных и искусственных камней. Элементы Востока в них органично сочетаются с оформительскими приемами Запада, как это уже было в искусстве модерна . Таковы требования и моды, и времени.

Текст: П. Николаев

Теги: Мировой опыт