Сад в китайском стиле

В истории ландшафтной архитектуры особое место занимает искусство стран Востока. В Китае, длительное время развивавшемся изолированно от остального мира, сформировалась уникальная садовая традиция. История китайских садов насчитывает три тысячи лет и включает в себя сады императоров, сады ученых и поэтов.

Древнейшие китайские сады не сохранились, но до наших дней дошли их описания и изображения, на которых ясно видны непременные элементы китайских садов — водоём , гора , павильон и растения. В основу китайской традиции садов легла легенда о восьми даосских бессмертных, обитавших на вершине Пенлай. Гора располагалась на одном из трех островов в море между Японией и Кореей. Окруженные райским садом, бессмертные жили в драгоценных дворцах, вкушали фрукты, дающие бессмертие.

Оформление частного китайского сада

Период династии Тан (618-907 г.г.) считается первым золотым веком китайских садов. На композицию и идею садов оказали влияние живопись и поэзия, также достигшие высочайшего уровня в это время. Сады имели сложную структуру, многочисленные архитектурные сооружения , водоемы для прогулок в лодках и богатые коллекции растений, включавшие редкие и экзотические экземпляры.

Китайский сад раскрывает свои виды последовательно, также как разворачивается перед зрителем свиток с живописью. При относительно небольших размерах китайский сад отличается изысканностью, насыщенностью художественными образами, асимметрией.

Многочисленные павильоны и галереи создавались для любования природой в любую погоду. В садах ученых центральным сооружением была библиотека или учебный зал. Поэтические названия павильонов говорят об их предназначении: павильон пяти горных пиков; павильон лотосового бриза; терраса легкого дождя, приносящего прохладу. Террасы часто делали зигзагообразными, считалось, что это препятствует проникновению злых духов. Большое значение имела форма окон и дверей, они могли быть круглыми («лунные ворота»), восьмиугольными или в форме тыквы-горлянки. Месторасположение павильонов, домиков тщательно продумывалось в соответствии с движением энергии ци.

Камни в китайских садах

Неотъемлемая часть китайских классических садов — камни . Рожденные природой, они почитались как произведения искусства. Горная вершина в китайской философии — символ добродетели, силы, постоянства. Определенный камень мог символизировать горный пик, а ряд камней — горный хребет. «Подбирать камни и располагать их в потоке надобно с умом, подыскивая для каждого подобающее ему место. Один валун должен явить красоту тысячи пиков» (Вэнь Чженьхэн «О вещах, радующих взор». Перевод В. Малявина).

Озеро или пруд играют важную символическую роль в китайском саду; «Камни навевают думы о древнем. Вода навевает думы об отдаленном. В домашнем саду невозможно обойтись без камней, омываемых водами» (там же). Кроме непосредственного визуального эффекта вода ассоциируется с философскими понятиями даосизма и конфуцианства.

Искусно спланированный пруд даже в маленьком саду расположен так, что его противоположный берег спрятан, побуждая зрителя к дальнейшей прогулке по саду. «Заимствованный пейзаж», т.е. ландшафт, находящийся за пределами сада, но видимый зрителю, позволял расширять мысленно пределы сада до горизонта.

ландшафтный дизайн японского сада с мостиком

Растения упоминаются обычно последними среди элементов китайского сада, но это не значит, что они играют подчиненную роль. Если строения и камни статичны, то вода, деревья, цветы меняются ежеминутно, являя собой переменчивость явлений жизни. Слива, сосна и бамбук — любимые растения в китайских садах и живописи. Сосна — символ постоянства, бамбук — мудрости и стойкости, слива- возрождения природы после зимы. Особенной любовью окружены в Китае пионы и лотосы.

Текст: M.V.

Теги: Мировой опыт