Бионический дом в Подмосковье
Этот концептуальный дом стал победителем премии Russian Project 2019 в номинации «Архитектура. Загородный дом» и попал в десятку лучших домов мира по версии американского журнала Dwell. По прошествии времени дом по-прежнему остаётся архитектурной сенсацией в области частного строительства в России.
Фото: colodu.club
Авторы проекта архитектор Станислав Николаев и студия Niko Architect. Для архитектора большая удача получить проект, который полностью совпадает с его философским видением современной архитектуры. Заказчик изначально хотел построить на своём участке копию известного дома-ракушки японского архитектора Котаро Иде. Но, Николаев, предложил переработать концепцию, адаптировав новый дом под конкретный ландшафт.
Дом-«ракушка» «Shell residence», архитектор Котаро Иде, парк-заповедник Каруизава, префектура Нагано. Фото: evermotion.org
Согласно идее органической архитектуры, при возведении здания всегда учитывается местные особенности: климат, почва, флора. Поэтому, если шедевр органики перенести в новые условия, здание перестаёт быть органическим.
Общий план дома в Подмосковье. Вид сверху. Фото: archello.s3.eu-central-1.amazonaws.com
Работа над проектом началась со скетчей, созданных Николаевым вручную. Необходимо было учесть, что часть участка занимает овраг. Кроме того, была задача закрыть приватную часть дома и двор от посторонних взглядов со стороны улицы.
Так родилась концепция дома U-образной формы. Два крыла здания охватывают пруд, а все обзорные окна выходят внутрь двора. Со стороны дороги дом совершенно не виден и выглядит, как поросший зеленью холм. Здание имеет два этажа и общую площадь 300 кв. метров. На первом этаже расположены гостиная, зона столовой и зона отдыха, на втором – три спальни и кабинет.
Фото: homeis.ge
Конструкция здания полностью лишена прямых углов, все стены скруглены и имеют мягкие обтекаемые формы. По словам архитектора самым трудным был выбор строительной технологии. Для возведения округлых стен обычные методы не годились. В итоге выбор пал на бетон, усиленный железной арматурой, которую строители гнули вручную. Так была сформирована почти скульптурная форма здания.
Фото: hips.hearstapps.com
Многое в облике здания кажется необычным для частного строительства. Например, отсутствуют окна, в обычном понимании этого слова. Свет проникает через световые фонари в крыше дома. Все они ориентированы по солнцу, для достаточного освещения в течение всего дня. К фонарям подведена вентиляция, чтобы исключить запотевание стёкол.
Зелёная кровля со световыми фонарями. Фото: inex-magazine.ru
Фасад здания состоит из безрамных изогнутых витражей, сделанных на заказ. Благодаря такому приёму стирается граница между интерьером и окружающей средой. Ощущение контакта с природой усиливает единство отделочных материалов снаружи и внутри.
В интерьере прослеживается завуалированная японская эстетика. Круглая зона с диванной группой утоплена в пол. Обеденную зону отделяет перегородка с круглым вырезом, который открывает панорамный вид на участок.
Фото: archello.s3.eu-central-1.amazonaws.com
Особое внимание привлекает скульптурная лестница, изготовленная из бетона и оштукатуренных пеноблоков. В доме много натуральных материалов: камень, дерево. Раковина в ванной комнате на втором этаже выполнена из цельного каменного блока.
Фото: interiordesignermagazine.co.uk
Поскольку в органическом проекте здание и ландшафт являются единым организмом, работы по оформлению участка велись параллельно с проектированием дома. Зелёная крыша оформлена по принципу неэксплуатируемых кровель. Растительность подобрана таким образом, что развивается как бы сама по себе, по законам местного биотопа. На участке были сохранены два старых дуба.
Фото: archello.s3.eu-central-1.amazonaws.com
Станислав Николаев определил стиль этого проекта, как органический с философией метаболизма. Вот что он говорит по этому поводу: «Органический стиль не обязательно подразумевает какие-то органические формы. В нем есть ключевая идея — единение с окружающим ландшафтом и вписывание архитектуры в этот ландшафт. Метаболизм — некая цикличная история. У нас есть времена года. Эти времена года и каждая природа должна взаимодействовать с жильцом. Так как сама архитектура построена таким образом, что ландшафт как бы втекает внутрь, так же как внутреннее пространство вытекает во внешний мир, житель находится в контакте с природой. Он видит эту смену, цикличность».
Фото: inex-magazine.ru