Древнегреческая архитектура

Великолепные храмы древних греков не вписываются в идеальную геометрическую схему. Впервые обратил внимание коллег на «несовершенство» этих строений римский инженер, архитектор Витрувий Поллион (I в. до н.э.) в своем трактате «Десять книг об архитектуре».

Но лишь в XIX в. Пензором были проведены точные измерения, которые доказали давние наблюдения «в цифрах». В результате исследований в свет вышла его книга «Исследованиях афинской архитектуры», где подробно описывались все отклонения афинских монументальных строений от идеальной геометрической схемы.

Оптическая иллюзия, курватура, иррадиация

И Витрувий, и Пензор пришли к выводу, что курватуры и другие оригинальные находки греческих архитекторов были призваны скомпенсировать искажения в видении строений на больших расстояниях.

Впоследствии высказывались и другие идеи, объясняющие выявленные аномалии. Например, было предположено, что утолщение крайних колонн и их наклон к центру композиции был вызван стремлением архитекторов придать зданию большую устойчивость. И все же идея о компенсации искажений лидирует.

Особенности архитектуры Парфенона

Фундамент и ступени знаменитого Парфенона имеют небольшой куполообразный изгиб. Сечение середины архитрава меньше, чем по краям. Крайние колонны храма наклонены к центру строения, они большего диаметра, чем остальные, а расстояние между ними и соседними, напротив, меньше.

Но в перспективе все здание выглядит гармонично, воспринимается как идеально вписанное в строгие каноны. Курватура предупреждает возникновение иллюзорного прогиба здания вниз. Благодаря отклонению линии архитрава от горизонтали, на расстоянии кажется, что балка имеет одинаковый размер по длине. Увеличенный диаметр крайних колонн не позволяет возникнуть эффекту ирридиации. Если бы эти колонны, видимые на фоне светлого неба, были одного размера с внутренними, видимыми на темном фоне, они казались бы тоньше последних.

К приемам предотвращения оптических искажений относят также и неравномерное утончение колонн примерно на трети их высоты (энтазис), отклонение фронтона здания от вертикали в ту или другую сторону, изменение высоты букв по строкам.

Коснулись методы предотвращения иллюзий и скульптуры. Пропорции статуй, предназначенных для установки во фронтоны храмов, по сведениям современников были намеренно искажены. При рассмотрении их с близкого расстояния возникало неприятное ощущение. Но установленные на свои места, они очаровывали своей гармоничностью, красотой и изяществом.

Теги: Мировой опыт, Древняя греция